6.1. Материалы для уплотнений должны выбираться в соответствии с требованиями ГОСТ 15151-69.
При этом рекомендуется:
а) при выборе марок резин для изготовления из них резинотехнических изделий для высоковольтных масляных и воздушных выключателей; трансформаторов тока и напряжения; силовых трансформаторов; высоковольтных вводов; высоковольтных конденсаторов; высоковольтных разрядников применять те же марки резин, что и для изделий климатических исполнений У или УХЛ;
б) выбор марок резиновых смесей для различных типов прокладок и других резинотехнических деталей для изделий, не оговоренных в подпункте , проводят из состава смесей резиновых для авиационной техники согласно "Перечню основных материалов, применяемых для изготовления электротехнических изделий для районов с тропическим климатом", выбор марок резин - по ГОСТ 7338-90, ГОСТ 12855-77;
в) для уплотнений подшипниковых узлов электрических машин применяют сальниковый войлок 3, который перед закладкой в канавки пропитывают в трансформаторном масле, отжимают и смазывают по поверхности смазкой, примененной в подшипниках.
Примечания:
1. Для уплотнения крышек, кожухов и выводов электрических машин, сухих трансформаторов и аппаратов, работающих без заполнения минеральными синтетическими маслами, при температуре поверхности свыше 80°С (до 180°С) рекомендуется применять теплостойкие резины на основе полисилоксанового каучука марок 14р-2, 14р-6, 14р-15;
2. Для уплотнения крышек и кожухов трансформаторов и аппаратов, работающих при заполнении соволом или совтолом при температуре поверхности свыше 80°С (до 120°С), рекомендуется применять теплостойкие резины на основе полисилоксанового каучука марок 14р-2, 14р-6, 14р-15, лист или резиновую полосу марки 5Р-129;
3. Все резины, кроме резин на основе полисилоксанового каучука, должны применяться в тропическом исполнении, о чем должно быть указано в договоре на поставку резины.
6.2. В качестве антифрикционных смазочных материалов следует применять:
а) для подшипников скольжения электрических машин смазочные масла: турбинные и индустриальные; для тяговых электрических машин допускается смазка ЖРО;
б) смазки марок ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-221 для деталей аппаратов, работающих с трением;
в) масла и смазки марок ОКБ-122, МП-605, ВНИИНП-6, комплект ПЭС-АН, ВНИИНП-274, ВНИИНП-50-1-4Ф, смазочная жидкость 131-206, ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-221 для точных приборов, мелких аппаратов и механизмов с малыми нагрузками;
г) смазки по табл. 2 для подшипников качения электрических машин с вращающим моментом на валу больше 1 кг·см.
При этом для машин мощностью до 600 Вт и скоростном факторе (табл. 2) до 200 000 для частоты вращения свыше 5000 об/мин при температуре подшипника до 90°С допускается применять смазку марки ЦИАТИМ-202;
д) смазка марки ЦИАТИМ-202, ВНИИНП-274, ВНИИНП-247, ВНИИНП-293, ВНИИНП-271, ЭРА для подшипников качения электрических машин с вращающим моментом на валу меньше 1 кг·см. Допускается также применять другие смазки по согласованию в установленном порядке.
Примечание. Смазки марок ЦИАТИМ-202, ЦИАТИМ-203, ВНИИНП-220, ЭШ-176 допускается применять в изделиях, разработанных или модернизированных до 01.07.87, при разработке или модернизации изделий после 01.07.87 эти смазки должны быть заменены.
Таблица 2
Марка смазки | Наибольшая рабочая температура внутреннего кольца подшипника качения, °С | Скоростной фактор ( - внутренний диаметр подшипника качения, мм; | Допускаемая расчетная нагрузка на подшипник, | Рекомендуемые сроки смены смазки (нереверсивных машин)* |
|
|
|
| |
ВНИИНП-242 СВЭМ, КВ-3, Литол 24 (в | 60 | До 100000 | 4900 | Через 4000 ч работы, но не реже 1-го раза в 2 года |
качестве заменителя допускается | 70 | До 200000 | 9800 | Через 2000 ч работы, но не реже 1-го раза в год |
ЦИАТИМ-203)** | 80 | До 300000 | 29400 | Через 1000 ч работы, но не реже 1-го раза в 6 мес |
ЦИАТИМ-221 (в качестве | 100 | До 100000 | 9800 | Через 4000 ч работы, но не реже 1-го раза в 2 года |
заменителя допускается ВНИИНП-220) | 120 | До 200000 | 19600 | Через 2000 ч работы, но не реже 1-го раза в 6 мес |
| 150 | До 300000 | 29400 | Через 500 ч работы, но не реже 1-го раза в 3 мес |
_______________________
* Для реверсивных машин допускаемую продолжительность работы смазки до ее смены рекомендуется устанавливать в зависимости от условий реверсирования. При наличии существенного перепада давления между подшипниковой камерой и окружающей средой сроки смены смазки устанавливаются в технических условиях на изделия. Срок смены смазки рекомендуется уточнить при испытаниях опытных образцов.
** Допускается применение смазки типа Л3-31 для закрытых подшипников электродвигателей при условии согласования в установленном порядке документации на подшипники.
6.1, 6.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
6.3. Выбор материалов для консервации - по ГОСТ 23216-78.
6.4. Для пропитки уплотняющих материалов допускается применять смазочные масла типа турбинных, машинных, веретенных, а также электроизоляционные.