Статус документа
Статус документа


ГОСТ ИСО 8002-99

Группа Т34

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Вибрация

ВИБРАЦИЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

Представление результатов измерений

Mechanical vibration. Land vehicles.
Method for reporting measured data



ОКС 17.160

ОКП 45 0000; 48 0000

Дата введения 2001-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 183 "Вибрация и удар"

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 16-99 от 8 октября 1999 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Молдова

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 8002-86 "Вибрация. Наземный транспорт. Метод представления данных измерений"

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 21 июня 2000 г. N 160-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 8002-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2001 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2008 год

Поправка внесена изготовителем базы данных



Введение


Измерение вибрации транспортных средств осуществляют в целях решения таких задач, как оценка степени комфорта пассажира и водителя, испытание конструкции транспортного средства и ее элементов и т.п. При этом часто возникает необходимость сопоставить результаты измерений с теми, что получены для других объектов или в других условиях испытаний. Многообразие форм представления данных может затруднить такое сравнение. Так, результаты измерений могут быть представлены, например, в виде средних квадратических значений в полосах частот постоянной ширины (которая сама к тому же может принимать разные значения), в полосах частот постоянной относительной ширины или в виде спектральной плотности мощности, которая может быть изображена как в линейном, так и в логарифмическом масштабе. Необходимость пересчета данных из одного формата их представления в другой предполагает значительные затраты времени и может привести к появлению ошибок.

Настоящий стандарт устанавливает единый метод представления данных, что позволит облегчить их сравнение и обобщение. При этом принимают, что все статистические оценки получены в результате преобразований оцифрованного сигнала вибрации. Параметры этих преобразований должны быть определены исходя из заданной точности получаемых оценок.

Измеренные значения вибрации зависят, помимо характеристик самого транспортного средства, также от внешних факторов, таких как режим работы или профиль дороги. Для рабочих машин режим работы представляет собой некоторый цикл, причем условия работы для различных фаз этого цикла могут различаться весьма значительно. В настоящем стандарте установлены требования к описанию режима работы, характеристик дороги или местности, по которой движется транспортное средство, а также рабочего цикла (для рабочих машин).

В стандарте подчеркивается, что в целях компактности и удобства работы с данными желательно представлять их в виде графиков и таблиц.

Стандарт рассматривает только методы представления данных измерений и не касается вопросов их получения и обработки.

В приложении А дан пример протокола измерений, удовлетворяющий минимальному уровню требований настоящего стандарта.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает метод представления результатов измерений вибрации наземных транспортных средств всех типов и рабочих машин при проведении испытаний их конструкций, а также для оценки воздействия вибрации на водителя (пассажира).

Настоящий стандарт не распространяется на представление динамических характеристик системы, которые могут быть получены на основе результатов измерений вибрации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения

     3 Определения


В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ 24346.

Кроме того, в целях настоящего стандарта применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 устранение тренда: Любой способ обработки данных во временной области с целью подавить частотные составляющие, период которых превышает время записи данных.

Примечание - Процедура устранения тренда приводит к тому, что среднее значение сигнала на интервале записи , определяемое выражением , становится близким к нулю.

3.2 наземное транспортное средство: Самодвижущееся устройство для перевозки пассажиров, грузов или оборудования, например, легковой или грузовой автомобиль, автобус или поезд.

3.3 класс распределения амплитуды: Один из диапазонов изменения значения вибрационного сигнала, на которые разбита вся область изменения этих значений от минимального до максимального в целях построения выборочных характеристик распределения сигнала.

3.4 рабочие машины: Самодвижущиеся устройства, предназначенные для преобразования или передачи энергии с целью выполнить полезную работу, например, трактор, погрузчик, грейдер, экскаватор или комбайн, а также самодвижущиеся устройства для перевозки товаров, материалов или оборудования в пределах производственных площадей, например, опрокидывающаяся вагонетка или вилочный автопогрузчик.

     4 Обозначения


В настоящем стандарте используют следующие обозначения:

- ускорение, м/с;

- ширина полосы фильтра, Гц;

- ускорение свободного падения, м/с;

- общее время записи вибрационного сигнала, с;

- интервал распределения амплитуды, измеряемый в долях среднего квадратического значения вибрации.

Подстрочные индексы , и используют для обозначения поступательной вибрации в направлении движения транспортного средства или рабочей машины (далее - транспортное средство), в направлении, поперечном движению транспортного средства, и в вертикальном направлении соответственно. Если приводят данные вибрации, воздействующей на водителя (пассажира), указанные индексы используют в соответствии с ГОСТ 12.1.012.

Подстрочные индексы , и используют для обозначения угловой вибрации относительно осей , и  соответственно.

Прописные буквы, используемые в качестве подстрочных индексов, относятся к расположению точек измерения.

     5 Единый метод представления данных измерений

5.1 Представление спектров

Спектры, приводимые в виде графиков или таблиц, должны удовлетворять требованиям, указанным в таблице 1.


Таблица 1

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».