Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 8082-99

Группа Г51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ,
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ

Требования безопасности и методы испытаний

Machines and tractors for forestry. Roll-over protective structures.
Safety requirements and test methods

     

     ОКС 13.110
     ОКП 47 2600; 48 5110; 48 5120; 48 5130

Дата введения 2001-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 446-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 8082-94 "Самоходные лесные машины. Защитные конструкции при опрокидывании. Лабораторные испытания и технические требования"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения



Настоящий стандарт распространяется на самоходные и передвижные лесозаготовительные машины, лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы (далее - машины) и устанавливает требования безопасности и методы испытаний устройства защиты при опрокидывании.

Требования стандарта являются обязательными.

     2 Нормативные ссылки



В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898-1-78) Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний

ГОСТ 1759.5-87 (ИСО 898-2-80) Гайки. Механические свойства и методы испытаний

ГОСТ 27245-87 (ИСО 3164-79) Машины землеройные. Лабораторные испытания по оценке устройств защиты при опрокидывании и от падающих предметов. Характеристика объема ограничения деформации

ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78) Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья

ГОСТ Р ИСО 8083-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты от падающих предметов. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 8084-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты оператора. Требования безопасности и методы испытаний

     3 Определения



В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

устройство защиты при опрокидывании (ROPS): Система конструктивных элементов, смонтированных на машине, позволяющая уменьшить опасность нанесения повреждения оператору, пристегнутому ремнем безопасности, при опрокидывании машины.

Конструктивные элементы устройства защиты при опрокидывании включают в себя подрамники, кронштейны, опоры, подвески или амортизаторы на болтах, используемых для крепления устройства защиты при опрокидывании к раме машины, но исключают все, что является неотъемлемой частью рамы машины;

рама машины: Основная рама машины в сборе или основной несущий элемент машины, или часть основной рамы машины, к которой непосредственно крепят устройство защиты при опрокидывании;

система "ROPS - рама машины": Устройство защиты при опрокидывании, закрепленное на раме машины;

платформа стенда (испытательный стенд): Жесткая составная часть конструкции стенда, к которой при испытаниях крепят раму машины с системой "ROPS - рама машины";

устройство защиты от падающих предметов (FOPS): Система конструктивных элементов, смонтированных на машине для обеспечения защиты оператора от падающих предметов, таких как деревья и его части, а также камни (ГОСТ Р ИСО 8083);

устройство защиты оператора (OPS): Система конструктивных элементов машины, предназначенная для обеспечения защиты оператора от проникновения в кабину подроста, сучьев и разорванного трелевочного каната (ГОСТ Р ИСО 8084);

зона ограничения деформации (DLV): Размеры зоны, которые определяют предельно допустимую деформацию устройств защиты при опрокидывании, от падающих предметов и проникновения в кабину предметов лесной среды и разорванного трелевочного каната. Размеры зоны ограничения деформации устанавливают исходя из антропометрических данных оператора высокого роста в положении сидя (ГОСТ 27245);

имитируемая плоскость грунта (SGP): Поверхность, при соприкосновении с которой предполагают прекращение дальнейшего переворачивания машины;

боковая имитируемая плоскость грунта (LSGP): Вертикальная плоскость, проходящая через наиболее удаленную точку от центра кабины и расположенную под углом 15° от осевой линии зоны ограничения деформации (рисунок 1). Боковая имитируемая плоскость грунта LSGP, определяемая на незагруженном устройстве защиты при опрокидывании, перемещается при приложении нагрузки к устройству защиты при опрокидывании под установленным к вертикали углом 15°;

           

- верхний элемент защитного каркаса, к которому прикладывают боковую нагрузку;
  - наиболее удаленная точка элемента от продольной оси каркаса ;
- вертикальная линия, проходящая через точку ;
  - вертикальная плоскость, параллельная продольной оси машины и проходящая через линию ;
- боковая имитируемая плоскость грунта

Рисунок 1 - Определение боковой имитируемой плоскости грунта



вертикальная имитируемая плоскость грунта (VSGP): Плоскость, в которой машина остается в перевернутом вверх ходовой частью положении, определяемая верхним поперечным элементом устройства защиты при опрокидывании с учетом деформации и той передней (задней) частью машины, которая, вероятно, соприкоснется с имитируемой плоскостью грунта одновременно, что и устройство защиты при опрокидывании. При этом положение перевернутой машины устойчивое (рисунок 2).

Примечание - Вертикальную имитируемую плоскость грунта применяют только к каркасной системе устройства защиты при опрокидывании.

     

Рисунок 2 - Определение вертикальной имитируемой плоскости грунта

     

     4 Обозначения



В настоящем стандарте применяют следующие обозначения:

- поглощаемая устройством защиты при опрокидывании энергия (в джоулях);

- усилие (в ньютонах);

- масса машины (в килограммах):

масса машины, заявленная изготовителем, - максимальная масса машины в рабочем состоянии, включая оборудование с инструментами, устройством защиты при опрокидывании, полной заправкой всех емкостей, но без учета прицепного оборудования и другой нагрузки, которую несет машина;

для шарнирно-сочлененных машин, где при движении один элемент рамы может поворачиваться относительно другого элемента рамы без блокировки, массу машины принимают как массу элемента машины с двигателем и устройством защиты при опрокидывании.

Если конструкцией предусмотрена система блокировки шарнирного сочленения, то в этом случае под массой понимают полную массу машины [(передний и задний элементы) рисунок 3];

- деформация устройства защиты при опрокидывании (в миллиметрах);

- порядковый номер опыта.     

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».