ГОСТ 8054-81
Группа Д44
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВИНТЫ ГРЕБНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ
Общие технические условия
Propellers metal. General specifications
ОКП 64 4700
Дата введения 1981-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством судостроительной промышленности
РАЗРАБОТЧИКИ
Г.Г.Мартиросов, канд. техн. наук; А.Д.Домарев, Е.И.Макарова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 02.04.81 N 1766
3. Стандарт полностью соответствует МС ИСО 484-1-81 и МС ИСО 484-2-81
4. ВЗАМЕН ГОСТ 8054-72
5 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта |
6.4, 6.4а, 6.7 | |
6.6 | |
5.18 | |
6.6 | |
6.5 | |
2.2.3 | |
6.5 | |
6.6 | |
6.4а | |
6.8 | |
2.3.1, 6.11 | |
2.3.2 | |
6.6 | |
ТУ 5.961-11195-82* | 4.2 |
ТУ 5.961-11215-82* | 4.2 |
ТУ 5.961-11237-83* | 4.2 |
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1984 г., июне 1989 г., июне 1990 г. (ИУС 9-84, 9-89, 10-90)
Настоящий стандарт распространяется на судовые металлические гребные винты: цельнолитые, сварные и со съемными лопастями, а также на металлические лопасти гребных винтов регулируемого шага.
Стандарт не распространяется на гребные винты спортивных и прогулочных судов и ступицы гребных винтов регулируемого шага.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1.1. В зависимости от точности обработки, гребные винты должны изготовляться четырех классов: - особый, I - высший, II - средний, III - обычный.
Класс и материал гребного винта устанавливаются разработчиком судна по согласованию с заказчиком судна в зависимости от назначения судна, в соответствии с табл.1.
Таблица 1
Класс гребного винта | Материал гребного винта | Область применения |
Особый | Специальные сплавы, специальные бронзы, нержавеющие стали | Быстроходные суда морские, суда внутреннего плавания |
Высший | Специальные сплавы, специальные бронзы, специальные латуни, нержавеющие стали | Суда морские, суда внутреннего плавания, суда рыбопромыслового флота неограниченного района плавания |
Средний | Специальные сплавы, специальные бронзы, специальные латуни, нержавеющие стали, углеродистые стали | Суда морские, суда внутреннего плавания, шлюпки со скоростью хода менее 15 узлов |
Обычный | Специальные сплавы, специальные бронзы, специальные латуни, нержавеющие стали, углеродистые стали | Суда и плавучие средства морские, для которых скорость хода не является определяющим параметром, суда внутреннего плавания |
2.1. Гребные винты и лопасти должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2. Требования к конструкции
2.2.1. Конструкция гребных винтов должна предусматривать обеспечение монтажа и демонтажа гребного винта.
При предъявлении требований к обеспечению герметичности соединений гребного винта с валом и обтекателем - возможность проверки герметичности соединений.
2.2.2. Конструкция сварных гребных винтов не должна допускать возможности попадания воды во внутренние полости лопастей и ступиц.
2.2.3. При коническом соединении гребного винта с валом конструкция ступицы должна обеспечивать выполнение требований ГОСТ 8838.
2.2.4. Требования к обработке посадочных поверхностей лопастей и ступиц - в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
2.2.5. Окончательно обработанные гребные винты должны быть статически отбалансированы.
2.2.6. Съемные лопасти гребных винтов должны быть взаимозаменяемыми в пределах одного комплекта (по условиям статической балансировки и конструктивно).
По требованию заказчика взаимозаменяемость съемных лопастей гребных винтов должна быть обеспечена в пределах серии проекта судна.
Примечание. На гребные винты, изготовленные по чертежам, выпущенным до 1 января 1973 г., а также по чертежам со штампом "Годен для ремонта", указанные требования по согласованию с заказчиком не распространяются.
2.2.7. Наибольшая толщина сечения лопасти гребного винта и толщины ее кромок после вычитания отрицательного допуска должны быть не менее требуемых правилами Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
2.3. Требования к устойчивости при климатических воздействиях
2.3.1. Климатическое исполнение гребных винтов должно соответствовать исполнению для судна в целом и быть не ниже исполнения ОМ (для морских судов) и исполнения У (для судов внутреннего плавания) по ГОСТ 15150.
2.3.2. Гребные винты, предназначенные для судов, эксплуатируемых в районах с тропическим климатом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15151.
2.4. Марки материалов гребных винтов и лопастей установлены действующей нормативно-технической документацией.
Механические свойства материалов, применяемых для изготовления гребных винтов и лопастей, должны быть не ниже указанных в табл.2.
Таблица 2
Материал гребного винта | Временное сопротивление разрыву , МПа (кгс/мм) | Условный предел текучести , МПа (кгс/мм) | Относительное удлинение , % | Относительное сужение , | Ударная вязкость при | Работа удара при -10 °C KV, Дж (кгс·м) |
Специальные бронзы | 607 (62) | 245 (25) | 16 | - | - | - |
Специальные латуни | 460 (47) | 176 (18) | 20 | - | - | - |
Нержавеющие стали | 637 (65) | 510 (52) | 15 | 40 | - | 21 (2,1) |
Углеродистые стали | 412 (42) | 235 (24) | 20 | 30 | 39,2 (3,92) | - |
Примечания
1. Указанные характеристики механических свойств материалов являются обязательными для включения в нормативно-техническую документацию на материалы гребных винтов и лопастей при разработке новых материалов.
2. По согласованию с заказчиком судна и органом государственного надзора допускается применение специальных сплавов с характеристиками, отличными от установленных в табл.2.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.5. Предельные отклонения размеров и массы гребных винтов и лопастей не должны превышать значений, указанных в табл.3.
Таблица 3