ГОСТ 8838-81
Группа Д44
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СОЕДИНЕНИЯ КОНИЧЕСКИЕ СУДОВЫХ ВАЛОПРОВОДОВ
Типы, конструкция и размеры
Shaftline conical joints. Types, constructions and dimensions
ОКП 64 4620, ЕСКД 36 4410
Дата введения 1983-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.09.81 N 4407
2. ВЗАМЕН ГОСТ 8838-74
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, приложения |
4.10 | |
Приложение 4 | |
4.10 | |
Приложение 2 | |
Приложение 1 | |
4.5.2 | |
1.3.2, 1.4.2, 1.5.9, 2.1.2, 2.1.5, 2.2.2, 2.2.4, 2.2.6, 3.1.3, 3.1.11, 3.2.3, 3.2.5, 3.2.7, 4.5.2, 4.5.4, 4.5.5, 4.5.6, приложение 2 | |
3.1.13 | |
3.2.13, 3.3.13, приложение 2 | |
3.2.13, 3.3.13 | |
Приложение 2 | |
2.2.3 | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
2.1 | |
Приложение 4 | |
2.1.2 | |
2.2.7 | |
1.4.3, 3.2.8, приложение 1 | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
1.3.1, 1.4.1, 1.5.1 |
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50892-96.
4. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 30.06.92 N 617
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1987 г., апреле 1994 г. (ИУС 9-87, 7-94)
Настоящий стандарт устанавливает типы, конструкцию и номинальные размеры жестких разъемных конических соединений судовых валопроводов, включая соединения их с главными двигателями и движителями, а также с упругими муфтами и редукторами, входящими в состав судовых движительных установок.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1.1. Жесткие разъемные конические соединения судовых валопроводов должны соответствовать следующим четырем типам:
I - прессовое соединение вала с гребным винтом;
II - прессовое соединение вала с фланцевой полумуфтой, зафиксированной концевой гайкой;
III - прессовое соединение вала с фланцевой полумуфтой без концевой гайки;
IV - прессовое соединение валов безфланцевой муфтой.
1.2. Условия применения конических соединений
1.2.1. Соединения типа I применяют при гребных винтах фиксированного шага (ВФШ).
1.2.2. Соединения типа II на судах Минморфлота применяют по согласованию с ним.
На судах, подведомственных Заказчику, применение соединений типа II предпочтительнее соединений типа III.
1.2.3. Соединения типов III и IV на судах Минречфлота применяют по согласованию с ним и с Речным Регистром РСФСР.
1.2.4. Соединения типа IV применяют преимущественно для соединения валов, устанавливаемых на жестких опорах в виде подшипников качения или баббитовых подшипников скольжения.
При применении этого типа соединений частота вращения валопровода не должна превышать 6 с (360 об/мин).
1.2.5. Соединения типов II-IV для гребных валов следует применять с обеспечением условий, исключающих выход гребного вала из дейдвудного уплотнения при разобщениях соединений (при разборках их на плаву, при перегрузках, при ослаблении натяга и т.п.), особенно при применении соединений типов III и IV, не имеющих концевых гаек.
1.2.6. Соединения с диаметрами валов более 940 мм или с длинами концов валов более 1800 мм применяют по согласованию с предприятием-изготовителем.
1.2.7. Соединения типов I-IV, при необходимости, допускается выполнять с конструктивными особенностями, руководствуясь при этом указаниями приложения 1 и обеспечивая при их разработке соответствие неизменяющейся части конструкции соединения требованиям настоящего стандарта.
Окончательное решение о применении таких соединений принимает заказчик судна при рассмотрении технических проектов валопроводов, главных двигателей, движителей, редукторов и упругих муфт, входящих в состав судовых движительных установок.
1.2.8. Соединения типов I и II, при необходимости применения шпонок, выполняют с учетом указаний приложений 1 и 2.
1.2.9. Расчет несущей способности конических соединений приведен в приложении 3.
1.3. Соединение типа I и его основные размеры должны соответствовать указанным на черт.1 и требованиям, установленным в пп.1.3.1-1.3.5.
Тип I
1 - резьбовой хвостовик; 2 - концевая гайка; 3 - конус вала; 4 - ступица гребного ВФШ; 5 - вал
Черт.1
1.3.1. Диаметр большего основания конуса вала (здесь и в соединениях типов II и III) должен соответствовать размерному ряду диаметров по ГОСТ 24725.
1.3.2. Длину конуса вала выбирают из основных рядов по ГОСТ 6636 с предпочтительным применением размеров 50, 60, 70 мм и далее из ряда 20 с обеспечением условия
. (1)
1.3.3. Предварительные значения установочных размеров и , мм, вычисляют по формулам:
; , (2)
где и - см. таблицу приложения 4.
Окончательные значения и - см. пп.3.1.3 и 3.1.11.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3.4. Остальные размеры деталей и элементов соединения типа I, а также окончательные значения установочных размеров и - см. пп.2; 3.1; 3.4 и 4.
1.3.5. Показатель , характеризующий среднюю относительную величину центральной расточки ступицы ВФШ, вычисляют по формуле
, (3)
где - диаметр большего основания конуса вала, мм;
- толщина стенки гильзы, мм (см. приложение 1);
- конусность в соединении;
- длина конуса вала, мм;
, , - наружные диаметры ступицы ВФШ, мм
.
1.4. Соединения типов II и III и их основные размеры должны соответствовать указанным на черт.2 и 3 и требованиям, установленным в пп.1.4.1-1.4.9.
Тип II
1 - концевая гайка; 2 - резьбовой хвостовик; 3 - колокол полумуфты; 4 - фланец полумуфты; 5 - ступица полумуфты; 6 - конус вала; 7 - вал
Черт.2
Тип III