ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, с Поправкой)

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Испытания по определению расхода продуваемого через электрическую машину воздуха.

Методы испытаний - по ГОСТ 12259.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

5.1a. Требования к измерительным приборам и измерениям - по ГОСТ 11828.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

5.2. Испытание на нагревание и теплостойкость

Электрические машины необходимо испытывать полностью собранными со всем оборудованием, предназначенным для соответствующего способа охлаждения. При приемо-сдаточных и периодических испытаниях аэродинамическое сопротивление указанного оборудования допускается заменять эквивалентным аэродинамическим сопротивлением.

Все кожухи, сетки, жалюзи и тому подобные части, которые являются принадлежностью электрической машины и могут оказать влияние на охлаждение, при испытании должны быть установлены.

Электрические машины постоянного и пульсирующего тока могут испытываться методом взаимной нагрузки, причем одна из них должна работать двигателем, а другая - генератором. Если нагрузка генератора отличается от заданной нагрузки двигателя, выполняется корректировка превышений температур. При приемо-сдаточных испытаниях режим считают действительным для обеих электрических машин.

Напряжение и ток следует устанавливать на электрической машине, работающей двигателем, если испытывают два двигателя, и на электрической машине, работающей генератором, если испытывают два генератора.

Для синхронных генераторов, кроме тяговых генераторов тепловозов, допускается параметры часового режима определять в режиме короткого замыкания.

При испытании на нагревание с одновременной нагрузкой тягового и вспомогательного генераторов их суммарная активная мощность должна равняться сумме номинальных мощностей каждого генератора и не должна превосходить номинальной мощности дизеля.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

5.2.1. Условия испытаний на нагревание

Измерение температуры охлаждающего воздуха и измерение сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии - по ГОСТ 11828.

Измеренное значение сопротивления обмоток ненагретой электрической машины должно быть приведено к 20 °С.

Измерение сопротивления обмоток якоря электрической машины постоянного и пульсирующего тока - по ГОСТ 10159.

Превышение температур обмоток, за исключением короткозамкнутых, следует измерять методом сопротивления.

Методы испытаний на нагревание - по ГОСТ 11828 и ГОСТ 7217.

Испытание на нагревание вспомогательных электрических машин переменного тока проводят при номинальном и при наименьшем и наибольшем значениях питающего напряжения, указанных в п.2.5.3.

При несимметрии напряжения определяют превышение температур для той фазы, по которой протекает наибольший ток.

Для электрических машин с независимым, смешанным или регулируемым последовательным возбуждением значения напряжения на обмотке независимого возбуждения и тока в обмотке последовательного возбуждения, при которых проводят испытание на нагревание, должны быть указаны в соответствующей нормативно-технической документации.

При квалификационных испытаниях первое измерение сопротивления обмотки якоря производят не позднее 45 с после отключения электрической машины и продолжают измерения на протяжении не менее 5 мин.

Промежуток времени между последовательными измерениями в течение первых 3 мин не должен превышать 20 с, затем 30 с.

Во время испытания на нагревание электрических машин постоянного и пульсирующего тока постоянным током в часовом режиме работы последнее измерение сопротивления обмоток возбуждения следует производить в конце 60 мин испытания, а в случае кратковременного испытания с перегрузкой - не ранее чем за 10 с до конца данного испытания.

Методы измерения температуры частей электрических машин, выполняемые после остановки, и способ экстраполяции - по ГОСТ 11828.

Для остановки электрической машины в конце испытаний на нагревание рекомендуется применять способы, не требующие протекания через ее обмотки тормозного тока.

За начало отключения электрической машины следует принимать момент, когда цепь тока якоря, возбуждения и статора становится разомкнутой.