Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 12049-75

Группа Е61

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА ДЛЯ МАШИН НАПОЛЬНОГО
БЕЗРЕЛЬСОВОГО ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА

Общие технические условия

D. С. motors for floor railless electrified transport trucks.
General specifications

     

ОКП 33 5500, 33 6000

Дата введения 1977-01-01


* ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 октября 1975 г. N 2726

_______________

* Информация приведена из официального издания ГОСТ 12049-75. Переиздание (март 1986 год) с Изменениями N 1, 2. М.: Издательство стандартов, 1986 год . - Примечание "КОДЕКС".

Постановлением Госстандарта N 1465 от 29.10.92 снято ограничение срока действия

ВЗАМЕН ГОСТ 12049-66

ПЕРЕИЗДАНИЕ (апрель 1994 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в январе 1983 г., январе 1986 г. июне 1987 г. (ИУС 5-83, 5-86, 9-87)


Настоящий стандарт распространяется на двигатели постоянного тока климатических исполнений У и Т, категории 2 по ГОСТ 15150-69, предназначенные для работы в электроприводах механизмов передвижения и гидронасоса машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (электропогрузчики, электротягачи, электроштабелеры, электротележки и электромобили) общего назначения, а также специальные двигатели, предназначенные для работы в условиях взрывоопасных и агрессивных сред.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретные типы двигателей по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

1.1a. Типы, основные параметры (номинальная мощность, номинальное напряжение, номинальный ток, номинальная частота вращения, максимальная частота вращения, кпд, номинальный ток и напряжение возбуждения, допустимое превышение температуры, масса), установочно-присоединительные и габаритные размеры, допускаемые отклонения на них, а также требования к двигателям, предназначенным для работы в условиях взрывоопасных и агрессивных сред, должны устанавливаться в технических условиях на двигатели конкретных типов или комплекты электрооборудования.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

1.2. Двигатели должны изготовляться:

по назначению:

двигатели передвижения;

двигатели гидронасоса;

по способу возбуждения:

последовательного;

параллельного;

смешанного.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Значения климатических факторов внешней среды - по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70.

1.4. Условия эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды - по группе М28 ГОСТ 17516-72.

1.5. Двигатели должны изготовляться на номинальные напряжения 24, 36, 40, 48, 72, 80, 110, 160 и 220 В.

Двигатели по согласованию между изготовителем и потребителем могут изготовляться на другие номинальные напряжения.

1.6. Номинальный режим работы двигателей - повторно-кратковременный 3 по ГОСТ 183-74 с продолжительностью включения:

двигатели передвижения - 3 - 40%;

двигатели гидронасоса - 3 - 15; 25%.

Для двигателей с самовентиляцией допускается продолжительный номинальный режим 1.

Допускается использование двигателей в других номинальных режимах работы, при этом мощность в этих режимах должна указываться в технической документации предприятия-изготовителя.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.7. Предельные допускаемые превышения температуры частей двигателей при температуре газообразной окружающей среды 40 °С и номинальном возбуждении должны соответствовать указанным в табл.1.

Таблица 1


Предельные допускаемые превышения температуры, °С

Части двигателя

Класс изоляционного материала
по ГОСТ 8865-70


А

Е

В

F

Н

Якорные обмотки (измерение методом сопротивления)

85

105

120

140

160

Обмотки возбуждения (измерение методом сопротивления)

85

115

130

155

180

Коллектор (измерение методом термопары):






двигатели со степенью защиты не ниже IP22 по ГОСТ 17494-72

110

115

115

115

115

двигатели со степенью защиты ниже IP22 по ГОСТ 17494-72

110

105

105

105

105


Примечание. Указанные превышения температуры должны быть снижены, если они вызывают ухудшение работы двигателя или приводят к недопустимому нагреву близлежащих частей.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.8. Температура нагрева подшипников качения - по ГОСТ 183-74.

1.9. Электрическая прочность изоляции - по ГОСТ 183-74.

1.10. Сопротивление изоляции обмоток двигателя относительно корпуса и между обмотками в нагретом состоянии не должно быть ниже 0,5 МОм.

1.11. Степень искрения двигателей при номинальной мощности и номинальном возбуждении не должна быть выше класса по ГОСТ 183-74.

Двигатели должны обеспечивать нормальную работу при всех токах, соответствующих их рабочим характеристикам без дополнительной очистки коллектора и разрушения щеток.

1.12. Двигатели в зависимости от способа возбуждения должны выдерживать при номинальном напряжении и максимальном возбуждении в течение 1 мин перегрузки по току, указанные в табл.2. При этом степень искрения не должна быть выше класса 2 по ГОСТ 183-74.

Таблица 2

Способы возбуждения

Отношение максимального тока к номинальному

двигатели передвижения

двигатели гидронасоса

Последовательное

3,0

2,5

Смешанное

2,7

2,3

Параллельное

2,5

2,0

          

Примечание. Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем устанавливать для отдельных типов двигателей меньшие значения отношения максимального тока к номинальному, но не менее чем по ГОСТ 183-74.


(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.13. Отношение максимального вращающего момента двигателей к номинальному при максимальном возбуждении в зависимости от способа возбуждения должно соответствовать указанному в табл.3

Таблица 3

Способы возбуждения

Отношение максимального вращающего момента
к номинальному

двигатели передвижения

двигатели гидронасоса

Последовательное

4,5

4,0

Смешанное

4,0

3,5

Параллельное

3,5

3,0



1.14. Двигатели должны быть рассчитаны для работы при максимальной частоте вращения, значение которой должно устанавливаться в технических условиях на конкретные типы двигателей или комплекты электрооборудования.

1.15. Двигатели при холостом ходе должны выдерживать без повреждений и остаточных деформаций в течение 2 мин повышенную частоту вращения, превышающую на 25% максимальную.

1.16. Рабочие характеристики двигателей, устанавливающие зависимость частоты вращения, к.п.д. и вращающего момента от тока двигателя при номинальном напряжении, должны быть построены для расчетной температуры обмоток 75 °С, если двигатель изготовлен с изоляцией классов А и Е, и 110 °С, если двигатель изготовлен с изоляцией классов В, F и Н.

Рабочие характеристики при этом должны быть построены (или получены при испытаниях) в пределах от значения отношения максимального тока до значения тока:

соответствующего максимальной частоте вращения - для двигателей последовательного возбуждения;

соответствующего максимальной частоте вращения или току холостого хода - для двигателей смешанного возбуждения;

соответствующего холостому ходу - для двигателей параллельного возбуждения.

Для двигателей, которые должны иметь регулирование возбуждения, рабочие характеристики должны быть построены для всех необходимых значений ослабления и усиления возбуждения.

1.17. К.п.д. двигателей, работающих в номинальном режиме при номинальном возбуждении, должен быть не менее:

0,70 - для двигателей с номинальным напряжением до 24 В;

0,75 - для двигателей с номинальным напряжением св. 24 до 40 В;

0,80 - для двигателей с номинальным напряжением св. 40 В.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем устанавливать для отдельных типов двигателей меньшие значения к.п.д.

1.18. Допускаемые отклонения частоты вращения двигателей от номинальной при номинальном токе, номинальном возбуждении и рабочей температуре не должны превышать:

±7,5% - для двигателей мощностью до 3 кВт, работающих индивидуально;

±6% - для двигателей мощностью до 3 кВт, работающих в группе, и св. 3 кВт, работающих индивидуально;

±5% - для двигателей мощностью св. 3 кВт, работающих в группе.

Для реверсивных двигателей указанные отклонения частоты вращения относятся к обоим направлениям вращения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»