Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85)

Конструктивно-технологические решения,
предусматривающие использование
в основании слабых грунтов

5.7. Независимо от наличия и вида мероприятий, направленных на повышение устойчивости, стабильности и прочности, при определении толщины насыпи, возведенной на слабом грунте, следует учитывать погружение ее подошвы, т.е. осадку. Схема конструкции земляного полотна, возведенного на поверхности слабой толщи, показана на рис.11.

Рис.11. Типовая схема земляного полотна, возведенного на поверхности
слабой толщи

          

Рис.12. Схема использования торфа в нижней части насыпи

а - устройство нижнего слоя; б - устройство верхнего слоя



5.8. При определении требуемого объема грунта для возведения насыпи сечение погруженной части принимают в виде трапеции с высотой, равной расчетной величине осадки, и меньшим основанием, равным ширине земляного полотна поверху (см. рис.11), т.е.

.


Ориентировочно объем земляных работ может быть определен в соответствии с прил.8.

5.9. Если дополнительными мероприятиями не предусмотрено каких-либо изменений, крутизну откосов насыпи и боковые водоотводные канавы принимают по общим правилам проектирования земляного полотна в обычных условиях.

5.10. Для насыпей, сооружаемых на слабых грунтах, следует, как правило, применять дренирующие грунты. Недренирующие грунты допускается использовать для дорог с облегченными, переходными и низшими типами покрытий при условии обеспечения устойчивости и прочности конструкции.

Для дорог с переходными и низшими типами покрытий, а также сборными покрытиями при стадийном строительстве на переходах через торфяные болота допускается использовать в нижней части насыпи торф с показателем волокнистости не менее 50% и влажностью не более 800%. Верхнюю часть насыпи при этом устраивают из минерального грунта (рис.12). Толщина верхнего слоя от границы торфяной части до низа одежды для различных грунтов насыпи устанавливается расчетом и должна составлять не менее, м:

песок, супесь легкая пылеватая

0,7

песок пылеватый, супесь легкая

1,2

супесь пылеватая и тяжелая пылеватая, суглинки, глины

1,6

При проектировании насыпи необходимо учитывать сжатие торфяного слоя от давления вышележащей конструкции.

5.11. При строительстве дороги на мокрых солончаках допускается применение для насыпей солончаковых грунтов при глубине уровня грунтовых вод не менее 0,5-0,6 м от поверхности. При этом коэффициент переувлажнения грунтов, используемых для насыпи, должен быть не выше допустимого по СНиП 2.05.02-85.

Переувлажненные грунты, предназначенные для применения в земляном полотне, могут подсушиваться или обезвоживаться химическими добавками в соответствии с указаниями СНиП 3.06.03-85 (при соответствующем технико-экономическом обосновании).

Крутизна откосов насыпей из солончаковых грунтов должна быть не более 1:3.

5.12. В случаях, когда требование стабильности не обеспечивается в установленные сроки строительства, при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается стадийный метод строительства с открытием временной эксплуатации до окончательного устройства покрытия.

Для стадийного строительства из капитальных типов наиболее пригодно покрытие из сборных железобетонных плит на песчаном подстилающем слое. Омоноличивание с устранением возникших неровностей путем перекладки части плит с планировкой поверхности основания производят после фактического окончания консолидации основания. При использовании черных или щебеночных покрытий движение открывают по нижнему щебеночному или гравийному слою. Верхний слой покрытия устраивают после фактического окончания консолидации слабого основания, планировки и очистки поверхности подстилающего слоя.

Временная пригрузка

5.13. Наиболее простым и достаточно эффективным методом ускорения осадки насыпей на основании I типа является метод обжатия слабого слоя с помощью временной пригрузки. При увеличении давления на основание осадка заданной величины может быть достигнута за более короткий срок. Возможные варианты временной пригрузки показаны на рис.13.