Статус документа
Статус документа


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ КОЛЕЙ
НА НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖДАХ

Часть 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ И ПРОГНОЗИРОВАНИЮ КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЯ НА НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖДАХ



УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора N ОС-556-р от 24.06.2002

УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора N ОС-441-р от 17.05.2002


Рекомендации по устранению колей на нежестких дорожных одеждах разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства и предназначены для использования дорожными проектными и производственными организациями при определении и оценке степени колееобразования, расчете и прогнозировании возможной динамики этого процесса, а также при выборе методов и технологии работ по устранению и предупреждению образования колей.

Рекомендации состоят из 3 частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Первая часть - содержит методику измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи. Ввиду отсутствия в дорожных организациях специальных передвижных дорожных лабораторий, оснащенных современным измерительным оборудованием, предлагается производить измерение глубины и параметров колеи с использованием укороченной двухметровой рейки. Дается шкала оценки глубины колеи по степени ее опасности для движения автомобилей.

Вторая часть - содержит методику расчета и прогнозирования возможного развития процесса колееобразования на перспективу 5 лет и более с учетом интенсивности, состава движения и доли тяжелых грузовых автомобилей исходя из прочности дорожной конструкции, свойств материалов слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна, природно-климатических условий и других эксплуатационных факторов.

Третья часть - содержит непосредственно практические методы и рекомендации по ликвидации и предупреждению образования колеи.

Все методы борьбы с колееобразованием разделены на четыре группы:

- организационно-технические мероприятия по снижению темпов колееобразования;

- методы ликвидации колей без устранения или с частичным устранением причин образования колей;

- методы ликвидации с устранением причин образования колей;

- методы предупреждения образования колей.

Конкретный метод и технологию борьбы с колееобразованием выбирают в каждом случае на основе анализа результатов обследования общего состояния дороги, выявления причин образования колей, их глубины, геометрических параметров и протяженности, интенсивности и состава движения, с учетом финансовых и материально-технических возможностей, сроков выполнения работ и других факторов.     

Методические рекомендации предназначены для расчета и прогнозирования колееобразования на нежестких дорожных одеждах вследствие накопления остаточных деформаций в грунте земляного полотна, слоях основания и покрытия, а также структурного разрушения каменного материала. Рекомендации следует применять для вновь проектируемых и эксплуатируемых дорог.

Методика основывается на результатах теоретических и экспериментальных исследований, выполненных на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ (ГТУ), с использованием данных исследований Союздорнии, ГУП Росдорнии и др.

Методика разработана временным творческим коллективом, созданным при ООО "МАДИ-Путь", в составе: д-ра техн. наук А.П.Васильева (научный руководитель), д-ра техн. наук Ю.М.Яковлева (ответственный исполнитель), канд. техн. наук М.Г.Горячева, инж. С.В.Лугова, инж. М.Ю.Расторгуева (МАДИ ГТУ); д-ра техн. наук А.В.Руденского (ГУП Росдорнии).

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации предназначены для расчета и прогнозирования колееобразования на нежестких дорожных одеждах вследствие накопления остаточных деформаций в грунте земляного полотна, слоях основания и покрытия, а также структурного разрушения каменного материала. Рекомендации следует применять для вновь проектируемых и эксплуатируемых дорог.

1.2. Методика расчета и прогнозирования колееобразования предусматривает:

1.2.1. Сбор и обработку исходных данных.

1.2.2. Расчет и прогнозирование накопления остаточных деформаций в земляном полотне.

1.2.3. Расчет и прогнозирование накопления остаточных деформаций в слоях основания, не содержащих органическое вяжущее.

1.2.4. Расчет и прогнозирование накопления остаточных деформаций в слоях асфальтобетона и других битумосодержащих слоях.

1.2.5. Определение общей глубины колеи на основе результатов, полученных в п.п.1.2.2.-1.2.4.

2. Сбор и обработка исходных данных

2.1. Сбор исходных данных включает получение сведений об интенсивности движения, конструкции дорожной одежды и фактической влажности грунта земляного полотна.

2.1.1. Фактическую интенсивность и состав движения в первый год после сдачи дороги в эксплуатацию определяют по окончании строительства или реконструкции путем непосредственных наблюдений на дороге в теплый период года (устойчивая положительная температура воздуха). При этом следует использовать методику, изложенную в приложении 6 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог ВСН 6-90.

Полученные результаты заносят в табл.2.1.

Таблица 2.1.


Результаты учета движения на дороге ............................................ км...................

Типы автомобилей

Количество автомобилей в сутки

Легковые автомобили


Легкие грузовые автомобили грузоподъемностью от 1 до 2 т


Средние грузовые автомобили грузоподъемностью от 2 до 5 т


Тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 до 8 т


Очень тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью более 8 т


Автобусы


Тягачи с прицепами




Те же измерения производят во второй год эксплуатации.

2.1.2. Конструкцию дорожной одежды (материалы слоев, их толщины и тип грунта земляного полотна) определяют по данным проекта либо бурения дорожной одежды.

2.1.3. Расчетные характеристики грунта земляного полотна (влажность, угол внутреннего трения, модуль упругости) определяют по данным полевых и лабораторных испытаний или по проектной документации.

Влажность грунта, принимаемую за расчетную, определяют путем отбора проб грунта при бурении, которое производят в весенний период наибольшего увлажнения грунта в местах нулевых отметок или выемок (при их наличии). При невозможности получения фактических данных о влажности грунта допускается ориентировочное определение расчетной влажности по приложению 2. Для полученного значения расчетной влажности по приложению 2 назначают угол внутреннего трения грунта, используемый в дальнейших расчетах.

2.2. Интенсивность движения грузовых автомобилей, приведенную к расчетной нагрузке 100 кН на ось (50 кН на колесо), вычисляют по формуле:

,                                            (2.1)


где    или - количество автомобилей в сутки по типам из табл.2.1, авт./сут;

или - коэффициенты приведения автомобилей различного типа к расчетной нагрузке (см. табл.2.2).

Таблица 2.2

Коэффициенты приведения автомобилей различных типов к расчетной нагрузке

N
п/п

Типы автомобилей

Значение

1

Легковые автомобили

0

2

Легкие грузовые автомобили грузоподъемностью от 1 до 2 т

0,005

3

Средние грузовые автомобили грузоподъемностью от 2 до 5 т

0,2

4

Тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью от 5 до 8 т

0,7

5

Очень тяжелые грузовые автомобили грузоподъемностью более 8 т

1,25

6

Автобусы

0,7

7

Тягачи с прицепами

1,5



2.3. По данным об интенсивности движения, приведенной к расчетной нагрузке, в первый и второй годы эксплуатации вычисляют показатель изменения интенсивности движения грузовых автомобилей , используя формулу:

,                                                                                                                (2.2)


где    и - расчетная интенсивность движения в первый и во второй годы наблюдений.

При определении величины можно воспользоваться данными проектной документации.

3. Расчет и прогнозирование остаточных деформаций в грунте земляного полотна

3.1. Вычисление ожидаемого суммарного числа приложений расчетных нагрузок по годам эксплуатации дороги при определении остаточных деформаций в грунте земляного полотна осуществляют по формуле:

,                                                                   (3.1)


где    - коэффициент, учитывающий число полос движения и распределение движения по ним (см. табл.3.1);

- суточная интенсивность движения автомобилей, приведенных к расчетной нагрузке, в первый год службы дорожной одежды, авт./сут;

- коэффициент суммирования, определяемый по графику рис.3.1.

- показатель изменения интенсивности движения по годам;

- расчетное количество дней в году, соответствующее определенному состоянию дорожной одежды (см. табл.3.2);

- срок службы дорожной одежды (см. табл.3.3.), годы.


Таблица 3.1

     
Значения коэффициента, учитывающего число полос движения

Число полос движения

Значения коэффициента для полосы номер

1

2

3

1

1,0

-

-

2

0,55

-

-

3

0,5

0,5

-

4

0,35

0,2

-

6

0,3

0,2

0,05

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».