Статус документа
Статус документа

Инструкция по содержанию искусственных сооружений

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

2.1. За всеми без исключения искусственными сооружениями на протяжении всего периода их эксплуатации должен производиться систематический надзор, включающий: осмотры, осуществляемые обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений; текущие осмотры, периодические осмотры; обследования и испытания; специальные наблюдения и другие осмотры, осуществляемые в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

При проведении осмотров особое внимание необходимо обращать на слабые элементы сооружений; на места, в которых образование тех или иных дефектов наиболее вероятно; на элементы и узлы, имеющие дефекты, существенно снижающие их грузоподъемность.

2.2. Осмотр искусственных сооружений обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, а при их отсутствии - бригадирами пути или квалифицированными монтерами пути, производится в порядке и сроки, установленные Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути.

При выявлении неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов (повреждение сооружений негабаритными грузами, разрывы элементов металлических пролетных строений, подмывы и внезапные деформации опор, сплывы конусов, вывалы камней из обделки тоннелей, лопнувший рельс и т.п.), обходчик обязан оградить опасное место установленным порядком, немедленно доложить о случившемся дорожному или мостовому мастеру и принять возможные меры к устранению неисправностей.

Порядок обслуживания больших мостов и тоннелей обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений устанавливается местной инструкцией, утверждаемой начальником дистанции пути.

2.3. Обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений при содержании мостов и тоннелей обязаны:

следить за состоянием всех элементов мостового полотна (мостовых брусьев, металлических поперечин, железобетонных плит безбалластного мостового полотна, охранных приспособлений, уравнительных приборов и уравнительных рельсов, рельсовых замков разводных мостов и других);

проверять и подтягивать лапчатые болты, шпильки плит безбалластного мостового полотна, крепление противоугонных (охранных) уголков и брусьев, контруголков (контррельсов), уравнительных приборов, рельсовых замков разводных мостов;

очищать от грязи, снега и льда рельсовый путь, уравнительные приборы, рельсовые замки разводных мостов, мостовое полотно, элементы пролетных строений в уровне проезда, не допускать застоя воды в коробах поясов, на подферменных площадках и в других местах;

очищать от снега и льда лестницы и сходы по откосам конусов и насыпей у мостов и труб перед проходом весенних вод, а при необходимости и в других случаях;

следить за проходом весенних вод и ледохода, вести наблюдения за уровнем воды, за состоянием укреплений конусов и откосов насыпей;

следить за исправным состоянием смотровых приспособлений, противопожарного инвентаря, наполнять бочки водой и ящики песком;

содержать в чистоте камеры и ниши в тоннелях, производить их побелку, скалывать и убирать наледи, образующиеся на пути, следить за состоянием обделки, проверять состояние выходов из штолен и достаточность отепления их в зимнее время;

на пути в пределах мостов (тоннелей) и на прикрепленных участках подходов закреплять и смазывать болты, добивать костыли, подкреплять противоугоны, очищать рельсы и скрепления от грязи, содержать в чистоте поверхность балластного слоя, обочины земляного полотна и водоотводные устройства, своевременно выпалывать траву, не допускать застоя воды на пути, обочинах и в кюветах.

Длина участка пути на подходах к мосту (тоннелю), обслуживаемого обходчиком пути и искусственных сооружений, устанавливается начальником дистанции пути и не должна превышать 500 м с каждой стороны сооружения.

Обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений ведут Журнал обходчика железнодорожных путей и искусственных сооружений (форма ПУ-35), в котором, помимо записи о приеме и сдаче дежурств, заносятся результаты осмотров и проверок верхнего строения пути, искусственных сооружений, а также указываются работы, выполненные обходчиком во время дежурства.

2.4. Целью текущих осмотров являются: наблюдение за общим состоянием искусственных сооружений, выявление всех неисправностей с выделением требующих незамедлительного устранения, определение объема необходимых ремонтных работ, контроль за выполнением надзора и содержания обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, а также инструктирование этих работников.

Текущему осмотру подвергаются все части искусственных сооружений: рельсовый путь, мостовое полотно, пролетные строения, опорные части, опоры; порталы и обделка тоннелей; оголовки и звенья труб; конусы насыпи, русла, включая укрепления, лотки, регуляционные и берегоукрепительные сооружения. К текущему осмотру относятся также наблюдения за режимом водотоков и за образованием наледей.

2.5. Текущие осмотры искусственных сооружений осуществляют бригадиры пути, дорожные и старшие дорожные мастера, начальники участков, бригадиры по искусственным сооружениям, мостовые (тоннельные) мастера, начальники и заместители начальников дистанций пути на закрепленных за ними участках, устанавливаемых начальником дистанции пути.

Мостовой (тоннельный) мастер или под его руководством бригадир по искусственным сооружениям должен производить текущий осмотр искусственных сооружений в пределах дистанции пути или закрепленного ему участка в сроки, устанавливаемые начальником дистанции пути для каждого сооружения в зависимости от его состояния, с учетом следующих требований:

при исправном состоянии железнодорожные тоннели, металлические, железобетонные и каменные мосты и трубы нужно осматривать один раз в три месяца, а деревянные мосты и трубы, а также пешеходные мосты (тоннели) - один раз в месяц;

для слабых и дефектных искусственных сооружений впредь до устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, а также для сооружений, находящихся в ремонте, устанавливаются более частые сроки осмотров вплоть до непрерывного наблюдения;

пролетные строения, рассчитанные по нормам 1907 года и более ранним, а также с низким классом по грузоподъемности, нужно осматривать не реже одного раза в два месяца;

пролетные строения, усиленные сваркой, а также пролетные строения мостов, находящиеся в северных условиях и не отвечающие современным требованиям к конструкциям северного исполнения, необходимо осматривать в зимнее время не реже одного раза в месяц; при этом отдельные элементы старых пролетных строений по нормам проектирования 1907 года и ранее, подверженные наибольшим динамическим воздействиям (продольные и поперечные балки проезжей части, узлы прикрепления подвесок и другие) при температуре наружного воздуха ниже минус 30 °С необходимо осматривать в более частые сроки, устанавливаемые начальником дистанции пути в зависимости от состояния пролетных строений, опыта их эксплуатации и рекомендаций дорожной мостоиспытательной станции.

Бригадиры пути, дорожные и старшие дорожные мастера, начальники участков, начальники и заместители начальников дистанций пути (кроме заместителей по инженерным сооружениям) проводят текущие осмотры искусственных сооружений в порядке, установленном Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути. Заместитель начальника дистанции пути по инженерным сооружениям должен осматривать все большие и средние мосты, тоннели и все дефектные сооружения, а также ремонтируемые сооружения не реже чем в сроки, установленные начальником дистанции пути для осмотра этих сооружений мостовым мастером.

В период ливней и пропуска весеннего паводка дорожные, мостовые и старшие дорожные мастера, начальники участков, бригадиры пути и бригадиры по искусственным сооружениям должны осматривать и проверять сооружения по мере необходимости для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов.

2.6. На участках, где наблюдаются сильные ливни, перед наступлением ливневого периода и после его окончания, а также после землетрясений силой 4 балла и более, проводятся дополнительные сплошные осмотры искусственных сооружений начальником дистанции пути (его заместителем или главным инженером дистанции пути) с участием мостового мастера, начальника участка, старшего дорожного и дорожного мастеров.

2.7. Результаты текущего осмотра искусственных сооружений с описанием обнаруженных неисправностей и указанием объема необходимых ремонтных работ заносятся мостовыми мастерами и бригадирами по искусственным сооружениям в Книгу записи результатов осмотра искусственных сооружений (ПУ-30), которую ежемесячно проверяет и подписывает начальник дистанции пути или его заместитель.