Статус документа
Статус документа

     
     ТР 103-00

Технические рекомендации
по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона

Дата введения 2000-05-03


УТВЕРЖДЕНЫ начальником Управления экономической научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли А.И.Ворониным 3 апреля 2000 г.

ВЗАМЕН ВСН 14-95

Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации разработаны ГУП "НИИМосстрой" (к.т.н. Городецкий Л.В., д.т.н. Кононов В.Н. - руководитель работы, с.н.с. Клейман М.И., Якимчикова Т.А.) при участии УЖКХБ г.Москвы (Павлов Н.В.) и ГУ "Мосстройлицензия" (Емельянов Ю.П., Ким В.А.).

Рекомендации обобщают накопленный за период с 1976 по 2000 гг. опыт проектирования, строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями, а также данные ГУ "Мосстройлицензия", направленные на повышение роли и ответственности строителей за качество выполняемых работ.

Рекомендации согласованы с институтом "Мосинжпроект", ГУП "Доринвест", ОАО "Асдор".

1. КОНСТРУКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ

Настоящие рекомендации предъявляют требования к дорожным конструкциям с асфальтобетонным покрытием, технологии их устройства и устанавливают область применения асфальтобетонных смесей различных типов и видов с учетом принятой классификации улично-дорожной сети г.Москвы.

Типы конструкций с применением асфальтобетона

1.1. Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины ее слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г.Москвы и действующих СНиП и ТР [2-5].

1.2. Дорожная конструкция образуется в результате устройства друг за другом, снизу вверх отдельных слоев, выполняющих различные функции и соответственно отличающихся друг от друга по виду и качеству применяемых в них материалов. Дорожную одежду укладывают на уплотненное и спланированное земляное полотно. Принципиальные схемы дорожных конструкций с асфальтобетонным покрытием для улиц различных категорий представлены на рисунке 1.


Принципиальные схемы дорожной конструкции с асфальтобетонным покрытием:

Вариант I - асфальтобетонное покрытие на технологическом слое; II - то же, на грунте;
III, IV - то же, на бетонном основании:
1 - высокоплотный, плотный асфальтобетон; 2 - плотный, пористый асфальтобетон; 3 - тощий (укатываемый
бетон марки 75, 100); 4 - пластичный цементобетон марки 200, 300; 5, 6 - технологический слой
(щебеночные и гравийные материалы с обработкой или без обработки вяжущими;
цементо-песчаные смеси); 7 - песчаный подстилающий слой

1.3. Конструкции по варианту I и II устраиваются при одностадийном строительстве, а по варианту III и IV - при двухстадийном.

1.4. Дорожная конструкция (вариант I и II) состоит из монолитной асфальтобетонной плиты, укладываемой на технологический щебеночный слой или непосредственно на грунт земляного полотна; щебеночный слой укладывается по песчаному подстилающему слою. Сверху такая конструкция замыкается слоем износа из асфальтобетона. Расчет таких конструкций производится по методу, изложенному в ВСН 5-92 "Инструкция по расчету и конструированию дорожных одежд с монолитными асфальтобетонными покрытиями" с изм. N 1 от 01.11.96 г.

1.5. Дорожная конструкция (вариант III и IV) состоит из двух- или трехслойного асфальтобетонного покрытия, устраиваемого на основании из укатываемых бетонных смесей марок 75-300 [8]. Бетонное основание укладывается по технологическому слою из щебеночных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими. Технологический слой укладывается на песчаный подстилающий слой.

При наличии на бетонном основании трещин и разрушений асфальтобетонное покрытие заменяется бетонным из смесей марки 350-400 [9, 10].

Такие дорожные конструкции рассчитываются по методике, изложенной в ВСН 2-94 (приложение 1).

1.6. Марку, тип и вид асфальтобетона рекомендуется принимать в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей с учетом принятой
классификации улично-дорожной сети города

Асфальтобетон конструктивного слоя

ГОСТ (марка)

Технические условия (тип)

Категория улиц

мелкозернистая

песчаная

к/з

крупно- зернистая

пес-
чаная

литая

тип

ВП

А

Б

В

Г

Д

КП

I

II

III

I

II

III

IV

V

Магистральные улицы

     Общегородского значения

     I класса

I

I

I

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

     II класса

I

I

I

-

I

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

     Районного значения

-

-

I

II

I

II

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Магистральные улицы центра

Общегородского значения

I класса

I

I

I

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

II класса

I

I

I

-

I

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

Районного значения

-

-

I

II

I

II

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Улицы, дороги и проезды местного значения

Улицы в жилой застройке

-

-

I

II

-

II, III

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Улицы и дороги в производственных и коммунально-складских зонах

-

-

I

II

I

II

-

+

+

-

-

-

-

-

+

Проезды в кварталах

-

-

II

II

-

II, III

-

+

+

+

-

-

-

+

+

Улицы и проезды местного значения

Улицы в жилой застройке

-

-

I

II

-

II, III

+

+

+

+

-

-

-

-

+

Проезды в кварталах

-

-

-

-

-

II, III

+

+

+

+

-

-

-

+

+



В асфальтобетонном покрытии на мостах и эстакадах для нижнего слоя применяют только плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б и В. Для верхнего слоя в смесях типа Б используется дробленый песок.

Определение и требования, предъявляемые к асфальтобетону и технологии приготовления смесей

1.7. Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный конгломерат, образующийся в результате достижения определенной плотности асфальтобетонной смесью, уложенной в конструкцию. Смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь вводят добавки ПАВ, полимеров, отсевов дробления (фрезерования) асфальтобетона, резины, серы и прочее.

Асфальтобетон - материал, способный в дорожных одеждах работать самостоятельно, выполняя роль основного (несущего) слоя конструкции при воздействии нагрузок динамического и температурного характера [7]. При положительных температурах асфальтобетон - вязко-пластичный материал, при 0 °С - упруго-жесткий с выраженным упругим последействием и высокими численными значениями модуля упругости и предела прочности на растяжение при изгибе. При 0 °С и ниже деформации до момента появления трещин и разрушения в подавляющей части являются упругими, а остаточная деформация, вслед за которой по достижении материалом предела прочности происходит хрупкое его разрушение, составляет около 1%.

1.8. Основные расчетно-экспериментальные зависимости при оптимальных структурах асфальтобетона представлены в приложении 1, а технические требования - в приложениях 2-6.

1.9. Асфальтобетонные смеси приготовляют в серийно вьпускаемых стационарных асфальтобетонных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания.

1.10. Продолжительность перемешивания смесей устанавливают в зависимости от вида смесей с учетом технических характеристик используемой смесительной установки. Перемешивание должно обеспечивать равномерное распределение всех компонентов смеси и полное обволакивание битумом минеральных зерен. Однородность смеси, оцениваемая коэффициентом вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, должна быть не ниже норм, приведенных в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Значение коэффициента вариации для смесей марки

I

II

III

Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С

0,16

0,18

0,20



1.11. Битум с добавлением ПАВ, полимеров, разжижителей или структурообразующих компонентов следует перемешивать до получения однородной смеси в отдельной емкости, оборудованной паро-, электро- или маслопрогревом.

Битум с добавкой перекачивают в расходную емкость и доводят до рабочей температуры.

1.12. Готовая асфальтобетонная смесь выгружается в накопительный бункер или непосредственно в кузов автомобиля-самосвала, очищенный от загрязнений и обработанный мыльным раствором или эмульсией, для доставки к месту укладки. Время нахождения смеси в накопительном бункере не должно превышать 30 минут, а при использовании смеси на битумах с добавками - 60 минут.

Температура смесей различных типов и видов при выгрузке из мешалки должна приниматься по нормам, указанным в соответствующих технических условиях.

2. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Устройство искусственного основания

2.1. Искусственное основание - часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая вертикальные нагрузки и передающая их на грунт земляного полотна. Оно состоит, как правило, из двух слоев: нижний подстилающий и верхний технологический. Задачей подстилающего слоя является отвод всей свободной воды, поступающей в основание в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводимых устройств; технологический слой, устраиваемый по подстилающему слою, обеспечивает движение и маневрирование асфальтоукладчика и транспорта, подвозящего дорожно-строительные материалы.

2.2. До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом и уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

2.3. Для устройства подстилающего слоя используются пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-93, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сутки. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сутки подстилающий слой не устраивается.

2.4. Уплотнение подстилающего слоя следует производить при влажности песка, близкой к оптимальной (), но не более 1,3 , коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.5. Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и необработанные opганическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства технологического слоя применяются песчано-цементные смеси.

Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 3. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

Таблица 3

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей
для устройства технологического слоя основания

Вид смеси

Содержание в % зерен минерального материала мельче, мм

40

20

10

5

0,63

0,071

Щебеночная

95-100

40-70

25-45

20-35

5-15

2-5

Гравийно-
песчаная

90-100
95-100

65-85
95-100

-
60-75

35-50
40-56

8-20
9-21

2-6
2-6



2.6. Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки их на объект. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6% по массе. При использовании гравийно-песчаной смеси в ее составе допускается порядка 2-4% по массе пылеватых и глинистых частиц.

2.7. При применении фракционированного щебня технологический слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20(25) и 3(5)-10(15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-III.

Организация работ по устройству асфальтобетонного покрытия

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».