Статус документа
Статус документа

ПОТ РМ-010-2000 Межотраслевые правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий

1.1.4. Отвальное хозяйство

1.1.4.1. Выбор участков для постоянного хранения отходов (отвалов, шламохранилищ и др.) следует производить в соответствии с требованиями п.5.3.26 части I настоящих Правил.

1.1.4.2. Отвалы и шламохранилища должны располагаться с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам и организации, занятой добычей асбестовых руд открытым способом. Отработанные отвалы и шламохранилища подлежат рекультивации.

1.1.4.3. Размер санитарно-защитной зоны у отвалов должен быть не менее 500 м от предельного контура их развития согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96.

Для уменьшения пылеобразования необходимо предусматривать систематическую обработку поверхности отвалов специальными связующими растворами.

1.1.4.4. Порядок образования и эксплуатации отвалов, расположенных над действующими подземными выработками, а также засыпки провалов и отработанных участков карьера должен определяться специальным проектом, содержащим мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

1.1.4.5. При размещении отвалов на косогорах должны быть предусмотрены специальные меры, препятствующие сползанию отвалов.

1.1.4.6. При совместном складировании пород в один отвал в организациях, работающих по транспортным системам в районах со значительным количеством осадков в виде снега, должны быть разработаны дополнительные меры безопасности от возможных оползней отвалов в летнее время.

1.1.4.7. При совместном складировании скальных и рыхлых пород высота отвалов должна определяться проектом с учетом физико-механических свойств складируемых пород.

1.1.4.8. Не допускается складирование снега в отвалы пустых пород и отходов сухого обогащения асбестовых руд. В районах со значительным количеством осадков в виде снега, где попадание его в отвалы исключить невозможно, отвалообразование следует производить по специальному проекту, согласованному с местными органами Госгортехнадзора России, в котором на основе проведенных исследований должны быть определены объемы снега, попадающего в отвал, и обеспечена безопасность работ в любое время года.

1.1.4.9. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения специальных мер безопасности.

1.1.4.10. Возможность отсыпки отвалов на заболоченных и несдренированных территориях определяется специальным проектом, предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.

1.1.4.11. Высота отвалов, углы откоса и призмы обрушения, скорость продвигания фронта отвальных работ устанавливаются проектом в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способа отвалообразования и рельефа местности.

Выбору участков для размещения отвалов должны предшествовать инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания. В проекте должна быть приведена детальная характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов.

Размещение отвалов должно производиться в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования организаций.

Не допускается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.

1.1.4.12. Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки плужного отвала после каждой передвижки путей должно устанавливаться в зависимости от устойчивости уступа отвала и составлять не менее 1600 мм при грузоподъемности думпкара до 60 т и 1800 мм при грузоподъемности более 60 т.

На отвалах, оборудованных одноковшовыми экскаваторами, в месте разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно составлять для нормальной колеи не менее 1600 мм и для колеи 900 мм не менее 1300 мм.

1.1.4.13. Внешний рельс разгрузочного пути должен иметь превышение по отношению к внутреннему на 100-150 мм. При разгрузке породы на внутреннюю сторону кривой железнодорожного пути внешний рельс должен иметь превышение до 40 мм, как исключение в этом случае оба рельса могут находиться на одном уровне. Для обеспечения в этих условиях безопасности работ главным инженером организации (подразделения) должны быть утверждены специальные мероприятия.

1.1.4.14. В конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться упоры. Длина разгрузочных путей на отвале от приямка до упора должна быть не менее полуторной длины состава, подаваемого к пункту выгрузки. При засыпке участка отвала от приямка до тупика при длине разгрузочных путей менее полуторной длины состава должны осуществляться специальные меры безопасности, утвержденные главным инженером организации (подразделения).

Упоры отвальных тупиков должны иметь исправные указатели путевого заграждения и в темное время суток освещаться. Указатели путевого ограждения должны быть расположены в конце отвального тупика со стороны машиниста локомотива и вынесены от оси пути на расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.

При дистанционном управлении разгрузкой вагонов из кабины машиниста локомотива сигнальные знаки "Остановка локомотива" и сигналы остановки поезда в конце железнодорожного тупика, покрашенные светоотражающей краской, допускается в темное время суток не освещать. Вместо указателя путевого ограждения в конце тупика в этом случае следует устанавливать переносной сигнал остановки.

Рабочая часть отвалов в местах разгрузки железнодорожного и автомобильного транспорта в темное время суток должна освещаться.

1.1.4.15. Прием груженых поездов для разгрузки после каждой передвижки отвального пути допускается только с разрешения работника технического надзора отвала с соответствующей записью в специальном журнале.

1.1.4.16. Подача груженых поездов на разгрузочные тупики отвалов допускается только вагонами вперед, за исключением подачи их на пути абзетцерных отвалов.

Допускается подача груженых поездов локомотивами вперед при условии разработки дополнительных мер безопасности, утвержденных главным инженером организации и согласованных с местными органами Госгортехнадзора России.

1.1.4.17. При разгрузке думпкаров люди должны находиться вне зоны развала горной массы.

С внутренней стороны отвала в месте разгрузки состава должна быть спланирована площадка для обслуживающих состав работников.

Очистка думпкаров должна быть механизирована. Допускается ручная очистка думпкаров при соблюдении специально разработанных и утвержденных главным инженером организации (подразделения) мер безопасности. Ручная очистка думпкаров на приямках не допускается.