Статус документа
Статус документа

ПОТ РМ-010-2000 Межотраслевые правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий

1.1.5. Механизация горных работ

     

1.1.5.1. Общие положения

1.1.5.1.1. Находящиеся в работе горные, транспортные и строительно-дорожные машины должны быть в исправном состоянии и снабжены действующими сигнальными устройствами, тормозами, ограждениями доступных движущихся частей (муфт, передач, шкивов и т.п.) и рабочих площадок, противопожарными средствами, иметь освещение, комплект исправного инструмента и необходимую контрольно-измерительную аппаратуру, а также исправно действующие защитные и блокировочные устройства.

Исправность машин должна проверяться ежесменно машинистом, еженедельно - механиком участка и ежемесячно - главным механиком карьера (или его заместителем) или другим назначаемым работником. Результаты проверки должны быть зарегистрированы в журнале осмотра каждой машины.

Не допускается работа на неисправных машинах и механизмах.

1.1.5 1.2. Транспортирование машин тракторами и бульдозерами разрешается только с применением жесткой сцепки и при осуществлении специально разработанных мероприятий, обеспечивающих безопасность работников, участвующих в транспортировании, в соответствии со специальной инструкцией, разрабатываемой в организации. Транспортирование особо тяжелых машин с применением других видов сцепки должно осуществляться по специально разработанному проекту, утверждаемому главным инженером организации (подразделения).

1.1.5.1.3. Производить смазку машин и механизмов на ходу разрешается только при наличии специальных устройств, обеспечивающих безопасность этих работ.

Категорически не допускается использование открытого огня и паяльных ламп для разогревания масел и воды.

1.1.5.1.4. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии работники, обслуживающие механизмы, обязаны немедленно перевести пусковые устройства электродвигателей и рычаги управления в положение "Стоп" (нулевое).

1.1.5.1.5. Горные работы по проведению траншей, разработке уступов, отсыпке отвалов должны вестись в соответствии с утверждаемыми главным инженером организации (подразделения) паспортами, определяющими допустимые размеры рабочих площадок, берм, углов откоса, высоту уступа, расстояние от горного и транспортного оборудования до бровок уступа или отвала. Паспорта должны находиться на горных машинах (экскаваторах, бульдозерах и т.п.).

Не допускается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также отступлениями от его требований.

1.1.5.1.6. Не допускается эксплуатация экскаваторов на рельсовом ходу при неисправных подэкскаваторных путях.

1.1.5.1.7. Присутствие посторонних лиц в кабине и на наружных площадках экскаватора при его работе не допускается.

1.1.5.1.8. Конструктивные элементы транспортно-отвальных мостов, отвалообразователей и экскаваторов, а также их трапы и площадки должны ежесменно очищаться от горной массы и грязи.

1.1.5.1.9. Применение систем автоматики, телемеханики и дистанционного yправления машинами и механизмами разрешается только при наличии блокировки не допускающей подачу энергии при неисправности этих систем.

1.1.5.1.10. Смазочные и обтирочные материалы на горных и транспортных ма- шинах должны храниться в закрытых ящиках. Хранение на горных машинах и локомотивах бензина и других легковоспламеняющихся веществ не разрешается.

1.1.5.2. Одноковшовые экскаваторы

1.1.5.2.1. При передвижении экскаватора по горизонтальному пути или на подъем приводная ось его должна находиться сзади, а при спусках с уклона - впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1,0 м от почвы, а стрела должна устанавливаться по ходу экскаватора.

При движении шагающего экскаватора ковш должен быть опорожнен, а стрела установлена в сторону, обратную направлению движения экскаватора.

При движении экскаватора на подъем или при спусках должны предусматриваться меры, исключающие самопроизвольное скольжение.

1.1.5.2.2. Передвижение экскаватора должно производиться по сигналам помощника машиниста, при этом должна быть обеспечена постоянная видимость между машинистом экскаватора и его помощником. Для шагающих экскаваторов допускается передача сигналов от помощника машиниста к машинисту через третьего члена бригады.

Экскаваторы должны располагаться на уступе карьера или отвала на твердом выровненном основании с уклоном, не превышающим допустимого техническим паспортом экскаватора. Во всех случаях расстояние между бортом уступа, отвала или транспортными сосудами и контргрузом экскаватора должно быть не менее 1 м.

1.1.5.2.3. При работе экскаватора с емкостью ковша менее 5 м его кабина должна находиться в стороне, противоположной забою.

1.1.5.2.4. При погрузке экскаваторами в железнодорожные вагоны и разгрузке их на экскаваторных отвалах поездная бригада должна подчиняться сигналам машиниста экскаватора.

При погрузке в средства автомобильного и железнодорожного транспорта машинистом экскаватора должны подаваться сигналы, значение которых устанавливается администрацией карьера.

Таблица сигналов должна быть вывешена на кабине экскаватора на видном месте и с ней должны быть ознакомлены машинисты локомотивов и водители транспортных средств.

1.1.5.2.5. Не допускается во время работы экскаватора пребывание людей (включая помощников машинистов и других работников) в зоне действия ковша.