Статус документа
Статус документа


   П-864-88
-------------------
Гидропроект

ПОСОБИЕ
по проектированию судоходных шлюзов к СНиП 2.06.07-87
"Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные
и рыбозащитные сооружения"


УТВЕРЖДЕНО Главным инженером института Новожениным В.Д. 28 июня 1988 г.

Ответственный исполнитель разработки  Б.П.Петухов

СОГЛАСОВАНО

Начальник технического отдела института Н.А.Соничев     


Рекомендовано к изданию комиссией технического совета института "Гидропроект" им. С.Я.Жука.

Пособие по проектированию судоходных шлюзов к главе СНиП 2.06.07 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения". (Гидропроект им. С.Я.Жука Минэнерго СССР, Гипроречтранс Минречфлота РСФСР, ЛИВТ Минречфлота РСФСР).

Содержит основные положения, рекомендации и примеры расчета, использование которых целесообразно при проектировании всех сооружений и устройств, связанных с судоходными шлюзами.

Пособие включает текст СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения" в той его части, которая содержит требования по проектированию судоходных шлюзов.

Пособие предназначено для инженерно-технических работников проектных, научно-исследовательских и эксплуатационных организаций, занимающихся проектированием и эксплуатацией судоходных шлюзов.

Настоящее Пособие распространяется на проектирование вновь возводимых и реконструируемых судоходных шлюзов и подходов к ним, располагающихся на внутренних водных путях и их приморских окончаниях.

Настоящим Пособием надлежит пользоваться с учетом требований глав СНиП и других нормативных документов, а также требований Государственных стандартов, санитарных норм и правил техники безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Пособие составлено в развитие той части главы СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения", которая относится к судоходным шлюзам.

Текст СНиП 2.06.07-87, приводимый в Пособии, отмечен на полях вертикальной чертой и его пункты, формулы, таблицы, рисунки имеют двойную нумерацию: в начале по Пособию, а затем в скобках - по СНиП.

Пособие по кругу рассматриваемых вопросов шире, чем соответствующая ему часть СНиП, и содержит разделы, не вошедшие в нее, но подлежащие учету при разработке проектов судоходных шлюзов.

Кроме того, к пунктам СНиП даются пояснения по их применению, отдельные положения главы СНиП, сформулированные в сжатом виде, расшифровываются посредством текстового и графического материалов. Приводятся примеры расчета для наиболее типичных случаев, встречающихся в практике проектирования.

Данное Пособие составлено в развитие Руководства по проектированию судоходных шлюзов к СНиП II-55-79, которое утратило свою силу в связи с утверждением СНиП 2.06.07-87.

Пособие составляли: разделы 1-7 - институт "Гидропроект" им. С.Я.Жука Минэнерго СССР (инженеры Г.Ф.Ильюшенков, З.В.Кузнецова, Б.П.Петухов, Н.П.Пентко), институт "Гипроречтранс" Минречфлота РСФСР (к.т.н. В.Э.Даревский, инженер Р.П.Степанов); Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ) Минречфлота РСФСР (проф. В.В.Баланин); раздел 8 - НИС "Гидропроекта" (к.т.н. Г.Ф.Онипченко); раздел 9 - НИС "Гидропроекта" (к.т.н. И.С.Ронжин); раздел 10 - институт "Гидропроект" (инженеры Г.Ф.Ильюшенков, З.В.Кузнецова, Б.П.Петухов; раздел 11 - МИСИ им. Куйбышева (д.т.н. А.В.Михайлов, к.т.н. С.Н.Левачев), НИС "Гидропроекта" " (к.т.н. А.В.Нефедов), Ленгидропроект (инженер А.И.Ромм); разделы 12, 14 - институт "Гидропроект" (инженеры Я.Н.Ветухновский, М.С.Соколов); раздел 13 - институт "Гипроречтранс" (инженер Р.П.Степанов); раздел 14 - ЛИВТ Минречфлота РСФСР (проф. В.В.Баланин); разделы 15-17 - институт "Гидропроект" (инженеры Г.М.Новикова, А.Г.Орлов); разделы 18-19 - институт "Гипроречтранс", ЛИВТ (к.т.н. В.Э.Даревский, инженер Р.П.Степанов, проф. В.В.Баланин); раздел 20 - НИС "Гидропроекта" (Е.М.Шехтер); раздел 21 - институт "Гипроречтранс" (инженер Р.П.Степанов).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Согласно СНиП 2.06.01-86 судоходные шлюзы и их сооружения подразделяются на постоянные и временные. К временным относятся шлюзы или их сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений.

Примером временных шлюзов могут служить шлюзы в гидроузлах, предназначенные для пропуска судов и плотов только в период строительства и обеспечивающие преодоление ими перепада уровней при промежуточных отметках верхнего бьефа. Временными сооружениями постоянных судоходных шлюзов могут быть причальные и направляющие сооружения, обеспечивающие судоходство через постоянные шлюзы только в период строительства при уровнях ниже постоянных навигационных. К временным сооружениям относятся также перемычки, временные оградительные стенки и дамбы, котлованы и др.

1.2. Согласно СНиП 2.06.01-86 постоянные сооружения судоходных шлюзов в зависимости от их назначения подразделяются на основные и второстепенные. К основным следует относить сооружения, разрушение или повреждение которых приводит к прекращению судоходства или сокращению пропускной способности шлюза.

К второстепенным относятся сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных выше последствий.

Основные гидротехнические сооружения судоходных шлюзов:

головы, камеры;

противофильтрационные и дренажные устройства;

сооружения системы питания;

причальные и направляющие сооружения;

подпорные стены, сопрягающие сооружения судоходных шлюзов с другими сооружениями гидроузла и входящие в состав напорного фронта;

подходные каналы.

Второстепенные гидротехнические сооружения судоходных шлюзов:

сопрягающие подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта;

струенаправляющие и раздельные стенки и дамбы;

отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы;

другие сооружения, не перечисленные в составе основных гидротехнических сооружений.      

1.3. (3.2). Классы внутренних водных путей следует назначать в соответствии с ГОСТ 26775-85 и согласовывать с Минречфлотом РСФСР или управлениями речного пароходства союзных республик.


Как указано в СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования", классы гидротехнических сооружений (в том числе и классы сооружений судоходных шлюзов) назначаются в зависимости от возможных последствий их разрушения или нарушения требований эксплуатации.

Последствия разрушения сооружений должны оцениваться с учетом:

наличия в нижнем бьефе, прибрежной или шельфовой зоне городов, населенных пунктов, предприятий и объектов народного хозяйства и т.п.;

наибольшей высоты водоподпорных сооружений и вида грунтов оснований;

объемов и назначения водохранилищ;

обеспечения безопасности плавания судов различного назначения;

геологического, топографического строения района возведения и др.

Последствия нарушения эксплуатации гидротехнических сооружений судоходных шлюзов следует оценивать с учетом ущерба, наносимого народному хозяйству нарушением работы речного транспорта.

1.4. Согласно СНиП 2.06.01-86 класс основных гидротехнических сооружений судоходного шлюза следует принимать по наибольшему его значению, определяемому по табл.1 и 2. Класс второстепенных сооружений определяется по табл.2.

В зависимости от конструкции, высоты и вида грунтов основания класс сооружений назначается по табл.1.     

Таблица 1

Наименование сооружений

Виды грунтов основания

Классы сооружений

I

II

III

IV

Высота сооружений, м

Сооружения судоходных шлюзов, участвующие в создании напорного фронта

Скальные грунты

Более 100

от 60
до 100

от 25
до 60

менее 25

Песчаные, крупнообломочные и глинистые грунты в твердом и полутвердом состоянии

Более 50

от 25
до 50

от 10
до 25

менее 10

Глинистые, водонасыщенные в пластичном состоянии

более 25

от 20
до 25

от 10
до 20

менее 10


Примечание: Высота сооружений принимается равной высоте отдельных конструкций судоходного шлюза (голов, секций камер) в наиболее заглубленной их части. Высота шлюза определяется по разности отметок верха устоев голов или пришлюзовых площадок (исключая парапеты и другие выше расположенные конструкции) и подошвы сооружений (без учета местных заглублений в основание, устройства зуба и т.п.)


В зависимости от последствий нарушения эксплуатации гидротехнических сооружений класс их назначается по табл.2.

Таблица 2

Классификационная группа водного пути

Класс водного пути по ГОСТ 26775-85


Глубина судового хода, м


Класс сооружений

гарантированная

средненавига- ционная

основных

второ- степенных

Сверхмагистрали

I-II

свыше 2,5

свыше 2,9

II

III

Магистрали

III-IV

свыше 1,5 до 2,5

свыше 1,7 до 2,9

III

IV

Местного значения

V-VII

менее 1,5

менее 1,7

III

IV


Примечание: Если по гарантированной и средненавигационной глубинам судового хода участок водного пути относится к разным классам, то его следует относить к более высокому из этих классов. Примеры отнесения водного пути к отдельным классификационным группам: сверхмагистрали - водные пути Единой глубоководной системы европейской части СССР; магистрали - Москворецкая система, реки Северский Донец, Ока; водные пути местного значения - реки Маныч, Сох, Цна и др.

1.5. Класс основных гидротехнических сооружений шлюзов, входящих в состав напорного фронта комплексного гидроузла, надлежит устанавливать как для участника, показатели которого соответствуют более высокому классу.

При совмещении двух или нескольких отдельных сооружений различного назначения (например, причальных с оградительными) классы сооружений следует устанавливать по сооружению, соответствующему более высокому классу.

1.6. Если разрушение отдельных сооружений шлюзов может вызвать последствия катастрофического характера для расположенных ниже городов, крупных промышленных предприятий, транспортных магистралей, то класс таких сооружений, определяемый по табл.1, при надлежащем обосновании, допускается повышать в соответствии с масштабом последствий, но не более чем на единицу.

1.7. Временные гидротехнические сооружения шлюзов, как правило, следует относить к IV классу. В случае, если разрушение этих сооружений может вызвать последствия катастрофического характера для строительной площадки, населенных пунктов и предприятий или вызвать значительную задержку возведения основных сооружений объектов I, II классов, они могут бить отнесены, при надлежащем обосновании, к III классу.

1.8. Согласно СНиП 2.06.01-86, обязательное приложение 2, п.8. при пересечении одного гидротехнического сооружения с другими сооружениями более высокого класса повышение класса проектируемого гидротехнического сооружения должно быть обосновано.

1.9. При проектировании судоходных шлюзов необходимо соблюдать требования действующих в стране законодательств по охране природа, а также по охране здоровья строительного, эксплуатационного персонала и населения.     

Основные требования к проектированию судоходных шлюзов

1.10. В соответствии с требованиями СНиП 2.06.01-86 тип и конструкцию шлюзов надлежит выбирать в зависимости от величины напора, колебаний уровней воды в бьефах, топографии, климатических и инженерно-геологических условий местности, размера и характера грузопотока, типов и размеров расчетных судов на основе технико-экономических сравнений вариантов и с учетом пропускной способности и удобств эксплуатации шлюзов.

1.11. При проектировании судоходных шлюзов надлежит предусматривать и обеспечивать надежность и удобство эксплуатации сооружений, их надлежащее архитектурное оформление, возможность проведения в дальнейшем ремонтных и восстановительных работ, пожарную безопасность и средства пожаротушения.

1.12. Судоходное шлюзы следует проектировать, рассматривая возможность и технико-экономическую целесообразность совмещения сооружений, выполняющих различные функции, ввода их во временную эксплуатацию до полного завершения строительства, унификации по габаритам, технологическому оборудованию и конструктивному решению.

1.13. Проектирование судоходных шлюзов на приморских окончаниях внутренних водных путей следует вести с учетом специфики условий моря, в том числе гидрологического режима, агрессивности морской воды и биологических факторов.

1.14. (3.3). При проектировании на судоходных реках каскада гидроузлов, включающих шлюзы, судоходные глубины, установленные для данного водного пути, необходимо обеспечивать на всем его протяжении в течение всего расчетного срока навигации.

Обеспечение на отдельных участках судоходных глубин путем дноуглубления или дополнительных попусков воды допускается только при надлежащем обосновании.

1.15. (3.6.). При проектировании судоходных шлюзов следует рассматривать возможность их использования для пропуска части паводковых расходов с расчетной вероятностью превышения для водных путей менее, %

сверхмагистральных

1

магистральных

3

местного значения

5

Сбрасываемая через судоходные шлюзы часть паводковых расходов воды должна быть обоснована технико-экономическими расчетами и согласована с Минречфлотом РОФСР или управлениями речного пароходства союзных республик.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».