1.1. Согласно СНиП 2.06.01-86 судоходные шлюзы и их сооружения подразделяются на постоянные и временные. К временным относятся шлюзы или их сооружения, используемые только в период строительства и ремонта постоянных сооружений.
Примером временных шлюзов могут служить шлюзы в гидроузлах, предназначенные для пропуска судов и плотов только в период строительства и обеспечивающие преодоление ими перепада уровней при промежуточных отметках верхнего бьефа. Временными сооружениями постоянных судоходных шлюзов могут быть причальные и направляющие сооружения, обеспечивающие судоходство через постоянные шлюзы только в период строительства при уровнях ниже постоянных навигационных. К временным сооружениям относятся также перемычки, временные оградительные стенки и дамбы, котлованы и др.
1.2. Согласно СНиП 2.06.01-86 постоянные сооружения судоходных шлюзов в зависимости от их назначения подразделяются на основные и второстепенные. К основным следует относить сооружения, разрушение или повреждение которых приводит к прекращению судоходства или сокращению пропускной способности шлюза.
К второстепенным относятся сооружения, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных выше последствий.
Основные гидротехнические сооружения судоходных шлюзов:
головы, камеры;
противофильтрационные и дренажные устройства;
сооружения системы питания;
причальные и направляющие сооружения;
подпорные стены, сопрягающие сооружения судоходных шлюзов с другими сооружениями гидроузла и входящие в состав напорного фронта;
подходные каналы.
Второстепенные гидротехнические сооружения судоходных шлюзов:
сопрягающие подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта;
струенаправляющие и раздельные стенки и дамбы;
отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы;
другие сооружения, не перечисленные в составе основных гидротехнических сооружений.
1.3. (3.2). Классы внутренних водных путей следует назначать в соответствии с ГОСТ 26775-85 и согласовывать с Минречфлотом РСФСР или управлениями речного пароходства союзных республик. |
Как указано в СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования", классы гидротехнических сооружений (в том числе и классы сооружений судоходных шлюзов) назначаются в зависимости от возможных последствий их разрушения или нарушения требований эксплуатации.
Последствия разрушения сооружений должны оцениваться с учетом:
наличия в нижнем бьефе, прибрежной или шельфовой зоне городов, населенных пунктов, предприятий и объектов народного хозяйства и т.п.;
наибольшей высоты водоподпорных сооружений и вида грунтов оснований;
объемов и назначения водохранилищ;
обеспечения безопасности плавания судов различного назначения;
геологического, топографического строения района возведения и др.
Последствия нарушения эксплуатации гидротехнических сооружений судоходных шлюзов следует оценивать с учетом ущерба, наносимого народному хозяйству нарушением работы речного транспорта.
1.4. Согласно СНиП 2.06.01-86 класс основных гидротехнических сооружений судоходного шлюза следует принимать по наибольшему его значению, определяемому по табл.1 и 2. Класс второстепенных сооружений определяется по табл.2.