Статус документа
Статус документа

П-864-88 (Гидропроект) Пособие по проектированию судоходных шлюзов к СНиП 2.06.07-87 "Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения"

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГАБАРИТОВ ШЛЮЗОВ

3.1. (п.1 приложения 3). Основные габариты шлюзов (полезная длина и ширина камеры, а также глубина на порогах) должны отвечать характеристикам расчетных судов.

Основные габариты шлюзов, расположенных на одном водном пути, должны приниматься одинаковыми. Отступление от этого требования должно согласовываться с органами, регулирующими судоходство на внутренних водных путях; для шлюзов, расположенных на приморских окончаниях внутренних водных путей и водных путях, подведомственных Минморфлоту СССР, - согласовываться с этим министерством.

3.2. (п.2 приложения 3). Полезная длина камер определяется по формуле      

,                                                6 (1)


где: - сумма длин расчетных судов, шлюзуемых одновременно и устанавливаемых в камере шлюза в кильватер;

- число одновременно шлюзуемых судов, устанавливаемых в камере шлюза в кильватер;

- запас по длине камеры в каждую сторону и между судами, устанавливаемыми в камере шлюза в кильватер, определяемый по формуле     

,                                                       7 (2)


Полезная ширина камеры шлюза определяется по формуле     

,                                          8 (3)


где: - сумма ширин одновременно шлюзуемых (рядом стоящих) судов;

- запас по ширине в каждую сторону и между рядом стоящими в камере судами;

- число одновременно шлюзуемых (рядом стоящих) судов.

Запасы по ширине с каждой стороны камеры и между судами должны быть не менее: при ширине судна до 10 м - 0,2 м; до 18 - 0,4 м; до 30 - 0,75 м; свыше 30 - 1,0 м. В шлюзах, предназначенных для пропуска морских судов, эти запасы должны быть не менее 1,5 м при движении судна своим ходом; при заводке буксировщиком - запас с одной стороны увеличивается на ширину буксировщика.

Глубина на порогах шлюза , отсчитываемая от расчетного наинизшего судоходного уровня, должна приниматься     

,                                                             9


где - статическая осадка расчетного судна в полном грузу.

Для шлюзов полезные длину и ширину камеры, глубину на порогах следует округлять в сторону увеличения до ближайших размеров, приведенных в табл.6 (1).

При головной системе питания успокоительный участок должен находиться за пределами полезной длины камеры.

          

Таблица 6 (1)

Отношение полезной ширины камеры шлюза, м,
к полезной длине, м

37
400

 37
 300

30
300

20
 300

   20
 150

18
150

15 150

 15
 100

 12  
 100

8
 50

 6  
 35

Глубина
на порогах шлюза, м

6,0

6,0

6,0

5,5

5,5

5,5

4,0

3,0

3,0

3,0

2,0

5,5

5,5

5,5

5,0

5,0

5,0

3,5

2,5

2,5

2,5

1,5

5,0

5,0

5,0

4,5

4,5

4,5

3,0

2,0

2,0

2,0

1,0

-

-

-

4,0

4,0

4,0

-

-

1,5

1,5

-


Примечание. Другие габариты шлюзов допускается принимать только при согласовании с Минречфлотом РСФСР или управлениями речного флота союзных республик или другими органами, регулирующими судоходство, а для шлюзов на приморских окончаниях внутренних водных путей и водных путях, подведомственных Минморфлоту СССР, - по согласованию с этим министерством.


При определении габаритов камер шлюзов по условиям размещения в них судов и составов необходимо учитывать требования "Правил пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних судоходных путей".

За расчетную длину и ширину судов принимаются габаритные размерения их, учитывающие постоянно выступающие части (ГОСТ 1062-80 "Размерения надводных кораблей и судов главные").

В шлюзах, предназначенных для эксплуатации при отрицательных температурах воздуха, в случае отсутствия в камере устройств, исключающих образование льда на стенах, запасы по ширине между расчетными судами для этого периода и стенами камер необходимо определять с учетом образования на стенах ледяных вальцов. При отсутствии натурных данных ширина ледяных вальцов с каждой стороны может быть принята не менее утроенной толщины ледяного покрова, образующегося на водотоке в многолетнем разрезе к моменту завершения продленной навигации.

3.3. Границей полезной длины камеры шлюза с верховой ее стороны следует считать: при распределительной системе питания - низовую грань стенки падения или шкафной части головы, или низовую грань других частей конструкции верхней головы, наиболее выступающих в сторону камеры; при головной системе питания - конец успокоительного участка.

Границей полезной длины камеры шлюза с низовой ее стороны следует считать линию, отстоящую на расстоянии не менее 3 м в сторону камеры от верховой грани шкафной части ворот, а также линию предохранительных устройств, располагаемых перед воротами нижней головы, или других конструктивных элементов, выступающих в сторону камеры и мешающих вертикальному перемещению судна в камере.

В случае размещения предохранительных устройств в камере с двух сторон (для защиты верхних ворот при входе судна с нижнего бьефа и нижних ворот - при входе с верхнего) полезная длина камеры ограничивается этими устройствами.

В камере шлюза с промежуточной головой, кроме полной полезной длины, определяются также полезные длины верховой и низовой частой камеры соответственно между верхней и промежуточной, промежуточной и нижней головами шлюза.

Границы полезной длины обозначаются стоповыми огнями и окрашенными полосами на стенах камеры.

3.4. Границей полезной ширины камеры и судоходных пролетов в головах шлюза считаются вертикальные плоскости, проходящие по наиболее выступающим частям конструкций стен камер и устоев голов с учетом механического оборудования. Полезная ширина камеры обеспечивается по всей высоте в пределах от верха стен (включая парапеты) до плоскости на уровне осадки расчетного судна в полном грузу. Местные уширения стен понизу (вуты) допускаются в пределах запаса под днищем судна при наинизшем судоходном уровне воды с учетом наименьшего закругления обвода расчетного судна и наличия бортовых килей.

3.5. Глубина на порогах шлюза назначается над наиболее выступающими частями днища шлюза, - обычно порогами ворот.

Отметка порогов шлюза определяется как разность между отметкой наинизшего судоходного уровня воды в соответствующем бьефе и глубиной на пороге, определенных с учетом требований п.п.3.2. и 3.6. Пособия.

3.6. (п.3 приложения 3). Расчетные наинизшие судоходные уровни воды в бьефах и камерах шлюзов устанавливаются по ежедневным расходам или уровням воды за навигационный период в многолетнем разрезе обеспеченностью для сверхмагистральных водных путей - 99%, магистральных - 97%, местного значения - 95% с учетом понижения уровня, происходящего вследствие переформирования русла, ветрового сгона, неустановившегося движения воды, отливных явлений.

Под навигационным периодом понимается полная его продолжительность с учетом так называемой продленной навигации, определяемой по п.2.4. настоящего Пособия.

Под переформированием русла следует понимать не только местные размывы, но и деформации, вызванные многолетней глубинной эрозией, дноуглубительными работами на перекатах и разработкой карьеров минерально-строительных материалов в русле. К явлениям неустановившегося движения воды относятся колебания уровней, вызываемые суточным и недельным регулированием на гидроэлектростанциях, работой насосных станций, наполнением и опорожнением камер шлюзов, включая инерционные понижения уровня. Для систем питания с забором и выпуском воды вне подводных каналов необходимо учитывать перепад уровней от места забора (выпуска) до конца подходного канала.

Расчетные наинизшие судоходные уровни воды у шлюза при условии его работы в периоды продленной или зимней навигации устанавливаются на основании технико-экономических расчетов и согласовываются с органами, регулирующими судоходство.

3.7. (п.4 приложения 3). Расчетные наивысшие судоходные уровни воды в бьефах и камерах шлюзов, за исключением шлюзов при гидроузлах с судоходными плотинами, устанавливаются по максимальному расходу воды расчетной вероятности превышения, для сверхмагистральных водных путей - 1%, магистральных - 3%, местного значения - 5% с учетом повышения уровней воды, происходящего вследствие ветрового нагона, образования зажоров и заторов, явлений неустановившегося движения, приливных явлений.

Для шлюзов при гидроузлах с судоходными плотинами расчетным наивысшим уровнем считается меженный судоходный уровень, при котором предусмотрен пропуск судов через шлюз. При более высоких уровнях судоходство осуществляется через судоходный пролет плотины.

          

При определении повышения уровня, происходящего вследствие явлений неустановившегося движения воды, необходимо учитывать работу ГЭС, холостые сбросы через водосливы, работу насосных станций, наполнение или опорожнение камер шлюзов, включая инерционные повышения уровня.

В многокамерных шлюзах, имеющих боковые водосливы для сброса излишних объемов воды сливной призмы, расчетный наивысший судоходный уровень в камере устанавливается по режиму работы водослива.