Группа Г84
ИЗМЕНЕНИЕ N 1
ГОСТ Р 51249-99 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные.
Выбросы вредных веществ с отработавшими газами.
Нормы и методы определения"
ОКС 27.020, 43.060, 47.020.20
Дата введения 2004-07-01
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 128-ст
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2004 год
Поправка внесена изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2004 год
Наименование стандарта изложить в новой редакции:
"Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения
Internal combustion reciprocating engines. Emissions of harmful substances with the exhaust gases. Limit values and test methods".
По всему тексту стандарта (кроме разд.2) заменить слово: "дизель" на "двигатель".
Раздел 1 изложить в новой редакции:
"1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами (далее - ОГ) при проведении стендовых испытаний новых и капитально отремонтированных двигателей.
Допускается применение настоящего стандарта в условиях эксплуатации при проведении испытаний силовых установок и агрегатов на базе судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
Стандарт не распространяется на автомобильные, тракторные и авиационные двигатели".
Раздел 2. Заменить ссылку: "ГОСТ 12.4.051-87 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний"
на "ГОСТ Р 12.4.213-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества";
исключить ссылку:
"ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия";
дополнить ссылками:
Пункт 5.1.2. Таблицу 3 изложить в новой редакции:
Таблица 3
Наименование измеряемого компонента ОГ | Обозначение компонента | Предел основной приведенной погрешности измерения, % |
Концентрация оксида углерода | ±5,0 | |
Концентрация оксидов азота в приведении к NO | ±10,0 | |
Концентрация углеводородов в приведении к СН | ±5,0 |
Пункт 5.2 изложить в новой редакции (таблицу 4 исключить):
"5.2 Испытательные циклы и состав режимов испытаний в зависимости от назначения двигателя должны соответствовать ГОСТ 30574.
Двигатель считается находящимся на данном режиме испытаний, если соответствующие ему значения частоты вращения и мощности установлены с точностью по ГОСТ 10448".
Пункт 5.3. Формула (2). Экспликация. Первый абзац после слов "эквивалента по приведению" дополнить обозначениями: "(, , )";
таблица 5. Графа "Вид топлива". Исключить слова: "по ГОСТ 305" (3 раза);
абзац после таблицы 5 изложить в новой редакции:
"Влажное" состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, соответствует полному составу продуктов сгорания. "Сухое" состояние ОГ принимают для случаев, когда влагосодержание неразбавленной пробы газов, подаваемой в газоанализатор, меньше или равно равновесному при температуре ниже 298 К";
последний абзац дополнить словами: "Методы углеродного и углеродокислородного балансов приведены в приложении В".
Раздел 6. Первый абзац изложить в новой редакции:
"Испытательный стенд должен быть оборудован системой пробоотбора и газоанализаторами для измерения состава ОГ, а также устройствами для измерения расходов воздуха, топлива и мощности двигателя. Рекомендуемая схема установки для измерения состава неразбавленных ОГ приведена на рисунке 1".
Пункт 6.1.1. Второй абзац. Заменить слова: "с помощью одного пробоотборного зонда" на "с помощью одного или нескольких пробоотборных зондов".
Пункт 6.2.2 дополнить словами: "и обеспечивать измерение концентрации углеводородов по эквиваленту CH в диапазоне от 0,001% до 0,2%".
Пункт 6.2.3. Второй абзац исключить.
Пункт 7.1 дополнить абзацем (после первого):
"В условиях стабильного производства рекомендуется использовать концепции семейства и группы двигателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 8178-7 и ГОСТ Р ИСО 8178-8";
третий абзац изложить в новой редакции:
"Мощность для расчета удельных средневзвешенных выбросов вредных веществ принимается в соответствии с заданной в технических условиях изготовителя на конкретный двигатель (номинальная или полная)".
Пункт 7.2. Четвертый абзац изложить в новой редакции:
"для двигателей без наддува, с наддувом от приводного нагнетателя или с комбинированным наддувом";
последний абзац исключить.
Раздел 8. Последний абзац изложить в новой редакции:
"Результаты измерений и расчетов оформляют в виде отчета, содержание которого должно соответствовать [1]".
Пункт 9.5. Заменить ссылку: ГОСТ 12.4.051 на ГОСТ Р 12.4.123.
Стандарт дополнить приложением - В:
"ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое)
Расчет расхода отработавших газов методами
углеродного и углеродокислородного балансов
В приложении приведены методы расчета расхода отработавших газов и (или) расхода воздуха двигателем. Методы основываются на измерениях состава отработавших газов и расхода топлива. Приложение включает два метода для расчета массового расхода отработавших газов. Первый метод (углеродный баланс) применяется при использовании жидких углеводородных топлив, содержащих кислород и азот, в сумме не превышающих 1% по массе. Второй метод универсальный (углеродокислородный баланс) применяется при использовании жидких и газообразных топлив с содержанием Н, С, S, О, N в любых соотношениях.
В таблице В.1 приведены символы величин, используемые в формулах для расчетов, их наименования и единицы величин.
Таблица B.1
Символ | Наименование параметра | Единица величины |
Содержание водорода в топливе Н | % (по массе) | |
Атомная масса С | а.е.м. | |
Атомная масса Н | То же | |
Атомная масса N | " | |
Атомная масса О | " | |
Атомная масса S | " | |
Содержание углерода в топливе С | % (по массе) | |
Концентрация СО в "сухих" газах | % (по объему) | |
То же, во "влажных" газах | То же | |
Концентрация СО в "сухих" газах | млн | |
То же, во "влажных" газах | То же | |
Концентрация сажи во "влажных" газах | мг/м | |
Содержание азота в топливе N | % (по массе) | |
Коэффициент избытка воздуха при полном сгорании топлива | кг/кг | |
Коэффициент избытка воздуха при неполном сгорании топлива | То же | |
Содержание кислорода в топливе О | % (по массе) | |
Содержание азота во "влажном" воздухе для сгорания N | % (по массе) | |
Отношение объемов отработавших газов и углеродосодержащих компонентов | м/м | |
Плотность "влажных" отработавших газов | кг/м | |
Коэффициент состава топлива для расчета углеродного баланса | м/кг | |
Коэффициент состава топлива для расчета расхода "сухих" отработавших газов | То же | |
То же, для влажных отработавших газов | " | |
Коэффициент состава топлива для пересчета концентраций при переходе отработавших газов из "сухого" во "влажное" состояние | " | |
Массовый расход "сухого" воздуха для сгорания | кг/ч | |
То же, для "влажного" воздуха | То же | |
Содержание серы в топливе S | % (по массе) | |
Массовый выброс СО | г/ч | |
Массовый выброс С (сажа) | То же | |
Массовый выброс СО | " | |
Массовый выброс СН | " | |
Массовый выброс НО | " | |
Массовый выброс N | " | |
Массовый выброс NO | " | |
Массовый выброс NO | " | |
Массовый выброс О | " | |
Массовый выброс SO | " | |
Массовый расход "сухих" отработавших газов | кг/ч | |
То же, "влажных" отработавших газов | То же | |
gexhw | То же, рассчитанный методом углеродного баланса | " |
Массовый расход топлива | " | |
Соотношение водорода и углерода в топливе | моль/моль | |
Концентрация углеводородов СН в "сухих" газах | млн | |
То же, во "влажных" газах | То же | |
Молекулярный объем индивидуального газа, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | дм/моль | |
Молекулярная масса индивидуального газа | г/моль | |
Концентрация NO во "влажных" газах | млн | |
Концентрация NO во "влажных" газах | То же | |
Содержание воды в воздухе для сгорания | % (по массе) | |
Концентрация О в "сухих" газах | % (по объему) | |
То же, во "влажных" газах | То же | |
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива | кг/кг | |
Содержание О в воздухе для сгорания | % (по массе) | |
Содержание О в воздухе, оставшееся после сгорания | То же | |
Содержание О, вступившего в реакции сгорания из топлива | % (по массе) | |
Объемный выброс СО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | м/ч | |
Объемный выброс СО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | То же | |
Объемный выброс НО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
Объемный выброс СН, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
Объемный выброс N, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
Объемный выброс NО, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
Объемный выброс NO, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
Объемный выброс О, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
Объемный выброс SO, приведенный к нормальным атмосферным условиям* | " | |
* Нормальные атмосферные условия кПа, К. |