Статус документа
Статус документа

         
РД-07-02-2004  



РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ  


 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ
 ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Дата введения 2005-02-14

 

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 декабря 2004 года N 287

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА

АС

атомная станция;

ИР

исследовательский реактор;

ЗБМ

зона баланса материалов;

КТИ

ключевая точка измерений;

МБО

материально-балансовый отчет;

МБП

межбалансовый период;

МВИ

методика выполнения измерений;

МТО

межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

НОУ

низкообогащенный уран;

ОИК

отчет об изменении инвентарного количества;

ОИКс

отчет об изменении инвентарного количества ядерных материалов, сводный по организации;

ПР

промышленный реактор;

РДЭО

руководящий документ эксплуатирующей организации;

СКД

средство контроля доступа;

СНК

список наличного количества ядерных материалов;

СНКс

список наличного количества ядерных материалов, сводный по организации;

СО

специальный отчет;

СОБ

стандартный образец;

СТП

стандарт предприятия;

СФНК

список фактически наличного количества ядерных материалов;

ТВС

тепловыделяющая сборка;

ТУК

транспортный упаковочный комплект;

УИВ

устройство индикации вмешательства;

УЕ

учетная единица;

ФИ

физическая инвентаризация;

ФИС

Федеральная информационная система учета и контроля ядерных материалов;

ЯМ

ядерный материал.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические указания) предназначены для инспекторского состава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

2. Методические указания разработаны на основании требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД 08-01-2003).

3. Термины и определения, используемые в Методических указаниях, приведены в приложении.

4. Конкретные вопросы, подлежащие проверке при проведении инспекции (из числа указанных в последующих главах Методических указаний) определяются должностным лицом, назначившим инспекцию, и отражаются в рабочей программе инспекции.

5. В последующих главах Методических указаний приведены названия разделов Основных правил учета и контроля ядерных материалов* (НП-030-01), а в самих разделах - номера пунктов, выполнение требований которых подлежит проверке.

________________

* Далее Основные правила учета и контроля ядерных материалов именуются - Правила.

II. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 2 "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

6. По п.2.2.3 и 2.2.4 необходимо проверить наличие в эксплуатирующей организации документа, устанавливающего ЗБМ и КТИ. Это может быть как отдельный документ, так и Положение по учету и контролю ядерных материалов в эксплуатирующей организации, содержащее отдельным разделом описание ЗБМ и КТИ.

7. По п.2.2.7 необходимо проверить, сравнив учетные и отчетные документы до и после выгрузки ТВС, что после выгрузки ТВС из реактора произведен расчет наработки плутония и выгорания урана и урана-235, и результаты расчета зарегистрированы в учетных и отчетных документах.

8. По п.2.2.8 необходимо проверить на АС, ИР и ПР, что до выгрузки ТВС из реактора масса и состав ЯМ в учетных и отчетных документах на эти ТВС не менялись.

9. По п.2.2.10 необходимо проверить наличие в эксплуатирующей организации документа, устанавливающего величину допустимой инвентаризационной разницы для каждой ЗБМ.

10. По п.2.2.11 необходимо проверить, что документами эксплуатирующей организации, организации установлена единая система отчетности по учету и контролю ядерных материалов для всех входящих в нее подразделений и ЗБМ.

11. По п.2.2.12 необходимо проверить, что исправление ошибочно сделанных записей в учетной документации (учетных данных) производится только внесением новой записи за новым номером с сохранением ошибочно сделанной.

12. По п.2.2.13 необходимо проверить, что исправление отчетных данных осуществляется только путем представления новых отчетных документов.

13. По п.2.2.14 необходимо проверить, что документами эксплуатирующей организации, организации определен порядок обеспечения сохранности и защиты информации по учету и контролю ядерных материалов как в организации в целом, так в каждом ее подразделении и ЗБМ.

III. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 3 "ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

14. По п.3.1.1 необходимо проверить по документам и с использованием средств измерений количества и состава ядерных материалов, имеются ли в наличии в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, материалы из приведенного в этом пункте перечня ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю.

15. По п.3.1.2.1 необходимо проверить, попадают ли все или частично ядерные материалы, имеющиеся в организации, в список, приведенный в п.3.1.2.1 Правил.

На горно-металлургических предприятиях и предприятиях, где производится радиохимическое выделение нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252, на государственный учет должна ставиться готовая продукция.

16. По п.3.1.2.2 необходимо проверить, что указанные в этом пункте ядерные материалы:

- в учетных и отчетных документах числятся как снятые с учета в данной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а не как переданные в другую ЗБМ или организацию, и это соответственно учтено при подведении баланса ядерных материалов;

- были сняты с учета в момент их отправки* из ЗБМ, входящей в данную систему государственного учета и контроля ядерных материалов, в другую организацию или ЗБМ, входящую в систему государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для оборонных целей, или в момент их отправки из ЗБМ потребителю или в хранилище радиоактивных отходов;

________________

* Моментом отправки из ЗБМ и/или организации считается момент передачи учета ЯМ от уполномоченного за учет и контроль ЯМ в ЗБМ или организации-отправителя уполномоченному за учет и контроль ЯМ в ЗБМ или организации-получателю. Моментом передачи учета является оформление акта приема-передачи ядерных материалов.

- не были необоснованно сняты (например, списаны как "безвозвратные потери") с государственного учета.

17. По п.3.1.2.3 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок постановки на учет производимых, нарабатываемых и/или получаемых ядерных материалов, отвечающий требованиям пп.2.2.7 и 2.2.8 Правил, и этот порядок соблюдается.

18. По п.3.1.2.4 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета отправленных ядерных материалов, отвечающий требованиям пп.2.2.7 и 2.2.8 Правил, и этот порядок соблюдается.

19. По п.3.1.2.5 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок постановки на учет ядерных материалов, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, отвечающий требованиям пункта 3.1.2.5 Правил, и этот порядок соблюдается.

20. По п.3.1.2.6 при осуществлении надзора в Федеральном агентстве по атомной энергии необходимо проверить, что внесение данных о ядерных материалах в Государственный регистр ядерных материалов, осуществляется в соответствии с приказом Минатома России от 12 июля 2001 г. N 397 "О государственном регистре ядерных материалов Российской Федерации".

21. По п.3.1.3.1 необходимо проверить значение масс ядерного материала имевшегося и/или имеющегося в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами в течение любого 12-месячного периода времени.

Это означает, что при выполнении следующего условия ядерные материалы, находящиеся в распоряжении организации, должны быть поставлены на государственный учет:

,                                                где:


- минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;

- документально зарегистрированное количество ядерного материала в организации (ЗБМ) на момент начала инвентаризации;

- определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в организации (ЗБМ) за данный межбалансовый период (12 календарных месяцев) в результате всех поступлений, наработок и т.д.;

- определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период (12 календарных месяцев) в результате всех отправок из организации (ЗБМ), ядерных превращений, потерь и т.д.

Суммирование увеличений и уменьшений производится за 12 календарных месяцев.

При этом для определения МК:

- количество обогащенного урана пересчитывается на уран 235;

- количество урана природного обогащения не пересчитывается на уран 235.

Если в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, находится совокупность ядерных материалов, продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то государственный учет и контроль распространяются на них в случаях превышения хотя бы одного из перечисленных в таблице 1 НП-030-01 минимальных количеств ядерных материалов.

22. По п.3.1.3.2 необходимо проверить - позволяют ли показатели точности методик выполнения учетных измерений в системе измерения ядерных материалов вести отчетные документы в соответствии с требованиями пункта 3.1.3.2 таблицы 1 Правил.

Метрологические правила и нормы, выполнение требований которых позволяет произвести достоверную запись полученного результата измерений, изложены в нормативных документах государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), в таких, как МИ 1317-86 "ГСИ. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров", МИ 1552-86 "ГСИ. Измерения прямые однократные. Оценивание погрешностей результатов измерений", и ГОСТ 8.207-76 "ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений", МИ 2083-90 "ГСИ. Измерения косвенные. Определение результатов измерений и оценивание их погрешностей".

В соответствии с этими нормативными документами числовое значение результата измерения должно оканчиваться цифрой того же разряда, что и значение суммарной абсолютной погрешности. При вычислениях следует пользоваться правилами округления.

Отсюда следует, что абсолютная суммарная погрешность () результата определения массы ядерного материала независимо от значения его измеряемой массы не должна превышать величины, равной половине разряда следующего за значимой цифрой, указанной в таблице "Минимальные количества ядерных материалов, начиная с которых они подлежат государственному учету и контролю" в столбце "Последние значащие цифры в значении массы ядерного материала в отчетных документах".

Пример.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».