Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 31334-2007

Группа В41

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

ОСИ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

     
Технические условия

     
Axles for rolling stock of 1520 mm gauge railways. Specifications



МКС 45.080

ОКП 31 0000

Дата введения 2008-07-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ФГУП ВНИИЖТ), Федеральным Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения (ФГУП ГосНИИВ)", Институтом черной металлургии Украины (ИЧМ НАНУ), ТК 4 и ОАО "Уральский институт металлов" (ГНЦ РФ ОАО УИМ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 31 от 8 июня 2007 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минторгэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины



4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 1005-3-82 "Подвижной состав железных дорог. Часть 3. Оси для тяговых и прицепных вагонов. Требования к качеству" (ISO 1005-3:1982 "Railway rolling stock material - Part 3: Axles for tractive and trailing stock - Quality requirements. First edition")

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2007 г. N 352-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31334-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2008 г.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 30237-96 и ГОСТ 30272-96


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2009 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на черновые (профильные заготовки) и чистовые оси в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150 для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм и метрополитенов.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем изготовлять оси в соответствии с требованиями приложения А.

________________

В этом случае одновременное применение требований основного текста стандарта и приложения А не допускается.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.017-93 Система стандартов безопасности труда. Оборудование кузнечно-прессовое. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение

ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 4728-96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Метод выявления и определения величины зерна

ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

ГОСТ 9454-78 Металлы. Методы испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20415-82 Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения

ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод

ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования

ГОСТ 22780-93 (ИСО 1005-9-86) Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры

ГОСТ 30552-98 Заготовки профильные (необработанные оси) для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Припуски и допуски

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 черновая ось (профильная заготовка): Ось, полученная методом горячего деформирования, подвергнутая термической обработке, имеющая припуск под механическую обработку и прошедшая ультразвуковой контроль.

3.2 чистовая ось: Ось, окончательно механически обработанная, подвергнутая по всей длине упрочнению накатыванием роликами и прошедшая ультразвуковой и магнитный контроль.

3.3 прозвучиваемость: Проницаемость оси с торцевой поверхности ультразвуковыми волнами в осевом направлении, заключающаяся в сравнении амплитуды эхо-сигнала от противоположного торца оси с амплитудой эхо-сигнала от эталонного отражателя в стандартном образце.

     4 Технические требования

4.1 Технические требования к черновым осям

4.1.1 Черновые оси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

4.1.2 Черновые оси изготовляют из осевых заготовок по ГОСТ 4728 или из слитков той же марки стали.

4.1.3 Химический состав стали - по ГОСТ 4728.

4.1.4 Форма, размеры и предельные отклонения геометрических размеров черновых осей должны соответствовать ГОСТ 30552 и чертежам, согласованным в установленном порядке.

4.1.5 Черновые оси изготовляют методами горячего деформирования: свободной ковкой, штамповкой, винтовой прокаткой и радиально-ротационным деформированием.

4.1.6 Степень укова или обжатия металла при изготовлении черновых осей для вагонов магистральных железных дорог, локомотивных осей и осей специального подвижного состава должна быть не менее 3, а для осей вагонов метрополитенов - не менее 5.

4.1.7 Черновые оси могут иметь технологический припуск для изготовления образцов; диаметр припуска должен быть не менее диаметра конца черновой оси. Допускается во время ковки припуск надрубить.

4.1.8 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты термической обработке - нормализации или нормализации с последующим отпуском. Все термические операции следует осуществлять при автоматической регистрации заданных режимов.

4.1.9 Механические свойства металла термически обработанных черновых осей должны соответствовать указанным в таблице 1.


Таблица 1 - Механические свойства и ударная вязкость

Временное сопротивление
при растяжении , Н/мм (кгс/мм)

Предел текучести , Н/мм (кгс/мм)

Относительное удлинение , %

Ударная вязкость при 20 °С , Дж/см (кгс·м/см)


не менее

Среднее значение, не менее

Минимальное значение

Образцы из подступичной части

580-610 (59-62)

300 (31)

20,0

49 (5,0)

34 (3,5)

620-640 (63-65)

310(32)

19,0

39 (4,0)

29 (3,0)

650 (66) и более

325 (33)

18,0

34 (3,5)

29 (3,0)

Образцы из шейки или технологического припуска

600-620 (61-63)

310 (32)

20,0

54 (5,5)

39 (4,0)

630 (64) и более

330 (34)

19,0

44 (4,5)

34 (3,5)

Примечание - Нормы по пределу текучести факультативны.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs