Статус документа
Статус документа



     УКАЗАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И КОНСТРУКЦИИ МОСТОВОГО ПОЛОТНА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТАХ


Указания разработаны Отделом инженерных сооружений Главного управления пути МПС (О.С.Шебякин) и Отделом эксплуатационных обследований Проектно-технологическо-конструкторского бюро ЦП МПС (Б.А.Новиков, М.И.Гришина). При составлении учтены предложения и замечания ВНИИЖТа и Гипротранспути.

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения СССР.    

УТВЕРЖДЕНЫ Главным управлением пути МПС 28.07.87 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах разработаны в дополнение к Инструкции по содержанию искусственных сооружений. Указаниями надлежит также руководствоваться при проектировании мостового полотна железнодорожных мостов в соответствии со СНиП 2.05.03-84.

1.2. Указания распространяются на железнодорожные линии с наибольшими установленными скоростями движения поездов: пассажирских - 140 км/ч, рефрижераторных - 120 км/ч, грузовых порожних - 100 км/ч, грузовых груженых - 90 км/ч.

Для участков обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч в Указаниях приведены дополнительные требования к устройству мостового полотна в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч (ЦТех/4298).

1.3. В Указаниях и приложениях к ним более подробно изложены требования Инструкции по содержанию искусственных сооружений, относящиеся к устройству мостового полотна, кроме того, даны чертежи отдельных элементов и деталей, а также приведены основные характеристики, технические требования и условия на их изготовление.

Для элементов, не выпускаемых промышленностью (подвесных мостиков, башмаков, челноков, стыков контруголков, охранных брусьев и др.), даются подробные чертежи, которые позволят изготовить эти конструкции на месте.

В приложениях для справок приведены чертежи и требования на изготовление стандартных конструкций мостового полотна (болты, шурупы, рельсовые подкладки и др.). Изготовление и поставка этих изделий должны производиться только по соответствующим ГОСТам.

В связи с широким строительством железных дорог в районах с суровым климатом Указания содержат дополнительные требования к мостовому полотну для северных условий*.

________________

* К северным условиям относятся районы со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,98 ниже -40 °С по СНиП 2.01.01-82**.

** На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 23-01-99, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.     



1.4. При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих металлических мостов должна предусматриваться укладка, как правило, мостового полотна с безбалластными железобетонными плитами. Применение мостового полотна на деревянных или металлических поперечинах может быть допущено при специальном технико-экономическом обосновании по согласованию с Главным управлением пути МПС.

1.5. При сплошной замене мостовых брусьев на эксплуатируемых мостах с пролетными строениями, рассчитанными под нагрузку Н8 или С14, необходимо, как правило, укладывать безбалластные железобетонные плиты. На остальных мостах укладка железобетонных плит производится по решению начальников дистанций пути с учетом местных условий.

1.6. Укладка мостового полотна на металлических мостах должна производиться по проектам (включая проекты производства работ), разрабатываемым на основании настоящих Указаний, проектов типовых конструкций пролетных строений, действующих правил и технологии производства работ, а также отдельных указаний Главного управления пути МПС. Для новых и реконструируемых мостов указанные проекты разрабатываются и утверждаются в составе проектов мостов. Для эксплуатируемых мостов проекты составляются силами дорожных организаций и утверждаются руководством дистанции пути.

2. МОСТОВОЕ ПОЛОТНО С ЕЗДОЙ НА БАЛЛАСТЕ

2.1. При проектировании и строительстве новых, а также переустройстве существующих мостов с ездой на балласте мостовое полотно устраивается с охранными приспособлениями в виде контруголков по рис.1 и 2* и табл.1.

________________

* На всех рисунках здесь и далее размеры деревянных и железобетонных конструкций даны в сантиметрах, металлических - в миллиметрах.


Рис.1. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте и железобетонных шпалах при балластном корыте, предусматривающем пропуск щебнеочистительных машин:

слева - без охранных приспособлений (с обычными железобетонными шпалами); справа - с охранными приспособлениями (шпалы железобетонные для укладки на мостах)


Рис.2. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте и деревянных шпалах при балластном корыте, предусматривающем пропуск щебнеочистительных машин:

слева - при костыльном креплении рельсов; справа - при клеммно-шурупном креплении рельсов

Таблица 1

Грузонапря-
женность, млн. т·км брутто/км в год

Тип верхнего строения пути

Род балласта

Толщина основного слоя балласта под шпалой , см

Толщина дренирующего слоя щебня под асбестовым балластом, см

Ширина плеча балластной призмы , см

Крутизна откоса

Более 80

1-й (особо тяжелый)

Щебеночный

25/30

-

45

1:1,5

Асбестовый (на щебне)

20

10/15

От 15 до 80

2-й (тяжелый)

Щебеночный

25/30

-

35

1:1,5

Асбестовый (на щебне)

20

10/15

До 15

3-й (нормальный)

Щебеночный

25/30

-

30

1:1,5

Асбестовый (на щебне)

20

10


Примечание. В числителе указана толщина слоя щебня при деревянных шпалах, в знаменателе - при железобетонных.


Впредь до перехода на типовые пролетные строения с уширенным балластным корытом, обеспечивающим выполнение путевых работ на мостах с помощью путевых машин, на новых мостах разрешается применять действующие проекты с устройством мостового полотна по рис.3 и 4 с шириной плеча балластной призмы 35 см.


Рис.3. Мостовое полотно с ездой на щебеночном балласте при ширине балластного корыта, недостаточной для пропуска щебнеочистительных машин:

слева - на железобетонных шпалах; справа - на деревянных шпалах

Примечания:

1. На деревянных шпалах можно применять раздельное клеммно-шурупное крепление рельсов.

2. При отсутствии охранных приспособлений укладываются обычные железобетонные шпалы.


Рис.4. Поперечный профиль балластной призмы при асбестовом балласте:

1 - дренирующий слой щебня (фракции 5-25 мм); 2 - асбестовый балласт

2.2. На эксплуатируемых мостах мостовое полотно должно соответствовать рис.3 и 4 и табл.1.

При недостаточной ширине балластного корыта пролетных строений для размещения балластной призмы с размерами по табл.1 допускаются отступления от установленных размеров, которые не должны превышать величин, приведенных в табл.2.

Таблица 2

Наименование показателей, для которых установлен допуск

Больше нормы

Меньше нормы

Толщина слоя щебня, см

30

5

Толщина слоя асбестового балласта, см

5

0

Толщина дренирующего слоя щебня под асбестовым балластом, см

30

0

Ширина плеча балластной призмы, см

-

5

Крутизна откоса призмы по заложению

0,1

0,1



В необходимых случаях должны предусматриваться мероприятия, предотвращающие осыпание балласта и обеспечивающие устойчивость рельсового пути: наращивание бортов балластного корыта на величину не более 20 см, срезка балласта или подъемка пролетных строений. Проект переустройства утверждается начальником службы пути.

2.3. Ширина плеча балластной призмы со стороны упорной рельсовой нити в кривых радиусом 600 м и менее увеличивается на 10 см по сравнению с размерами, приведенными в табл.1 и 2.

2.4. На участках обращения пассажирских поездов со скоростью 141-200 км/ч ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 35 см при скорости 141-160 км/ч и не менее 40 см при скорости 161-200 км/ч.

2.5. В качестве балласта на мостах используется щебень из естественного камня по ГОСТ 7392-85* и асбест согласно ГОСТ 24580-81 (приложение 1). Асбестовый балласт может укладываться на участках обращения вагонов и локомотивов с нагрузкой от колесной пары на рельсы до 250 кН (25 тс).

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 7392-2002, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

    2.6. Толщина слоя балласта под шпалой в подрельсовой зоне должна быть не менее 25 см. В исключительных случаях допускается толщина слоя балласта не менее 15 см. Максимальная толщина балласта под шпалой допускается не более 60 см, а на мостах с откидными консолями - не более 35 см.

2.7. Количество шпал на мостах без охранных приспособлений должно быть таким же, как на прилегающих участках пути.

На мостах с охранными приспособлениями на 1 км пути укладывается не менее 2000 шпал.

2.8. Охранные приспособления (контруголки) укладывают:

на мостах полной длиной более 50 м или расположенных в кривых радиусом менее 600 м;

на путепроводах полной длиной более 25 м или расположенных в кривых радиусом менее 1000 м;

на многопутных мостах при наличии сплошного балластного корыта - только на крайних путях.

В качестве охранных приспособлений на эксплуатируемых мостах могут быть сохранены контррельсы (рис.5). Размеры балластной призмы в этом случае принимаются тоже по табл.1, а расстояние между шпалами должно быть не более, чем на подходах к мосту.


Рис.5. Мостовое полотно с ездой на балласте с контррельсами

2.9. На участках пути с железобетонными шпалами на мостах с ездой на балласте в пределах контруголков (контррельсов) должны укладываться специальные железобетонные (приложение 2) или деревянные шпалы. При бесстыковом пути на мостах с деревянными шпалами необходимо укладывать скрепления типа КД.

2.10. На мостах, расположенных в кривых участках пути, возвышение наружного рельса достигается увеличением толщины балластного слоя. При этом пролетные строения при необходимости должны иметь повышенные борта балластного корыта.

2.11. Боковые тротуары и убежища на мостах с ездой на балласте устраиваются в соответствии с п.9 настоящих Указаний. Конструкция тротуаров и убежищ определяется проектом пролетных строений.

3. МОСТОВОЕ ПОЛОТНО НА ДЕРЕВЯННЫХ ПОПЕРЕЧИНАХ

3.1. Мостовое полотно на деревянных поперечинах (мостовых брусьях) устраивается согласно рис.6 и 7. На эксплуатируемых мостах впредь до переустройства или капитального ремонта допускается содержать мостовое полотно согласно рис.8 и 9. При этом, если на мосту применено раздельное клеммно-шурупное рельсовое крепление, контруголки должны иметь сечение 160х160х16 мм.


Рис.6. Мостовое полотно на мостовых брусьях с костыльным креплением рельсов:

слева - охранный уголок прикреплен лапчатым болтом; справа - охранный уголок прикреплен костылями

Примечание. В скобках даны минимально необходимые зазоры (в мм) между рельсовыми подкладками, охранными уголками и шайбами лапчатых болтов на участках, оборудованных автоблокировкой. Величина принимается по табл.5 Указаний. Настил внутри колеи показан при наличии на пролетном строении боковых тротуаров, при их отсутствии внутри колеи должны быть уложены три доски.


Рис.7. Мостовое полотно на мостовых брусьях с раздельным клеммно-шурупным креплением рельсов:

слева - охранный уголок прикреплен лапчатым болтом; справа - охранный уголок прикреплен шурупами

Примечание см. к рис.6


Рис.8. Мостовое полотно на мостовых брусьях с контррельсами и противоугонными (охранными) брусьями:

слева - мостовые и противоугонные брусья прикреплены общим лапчатым болтом; справа - мостовые и противоугонные брусья имеют раздельное крепление

Примечание. Контррельсы должны быть не более чем на один тип легче путевых рельсов. Настил внутри колеи показан при наличии на пролетном строении боковых тротуаров, при их отсутствии внутри колеи должно быть три доски. В скобках дана длина мостовых брусьев по старому ГОСТу.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs