Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 14.07-2005

Группа Т58

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

РУКОВОДСТВО ПО ВКЛЮЧЕНИЮ АСПЕКТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Ecological management. Guide for the inclusion of environmental aspects in technical regulations



ОКС 13.020

Дата введения 2009-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс" при участии Технического комитета по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 524-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт разработан с целью:

а) пробудить сознательное отношение организаций к тому, что требования технических регламентов на продукцию и связанные с ней процессы изготовления и эксплуатации могут как положительно, так и отрицательно влиять на окружающую среду;

б) в общих чертах обрисовать связь между техническими регламентами, стандартами на продукцию и связанные с ней процессы с окружающей средой;

в) помочь избежать установления в технических регламентах и стандартах требований, которые могут привести к неблагоприятным воздействиям на окружающую среду;

г) подчеркнуть, что включение экологических аспектов в технические регламенты и стандарты является сложным процессом, который требует равного отношения к конкурирующим приоритетам;

д) рекомендовать использовать анализ жизненного цикла и признанные научные методы анализа в случае, когда экологические аспекты касаются продукции и связанных с ней процессов, являющихся объектами технического регулирования.

Для достижения указанных целей в настоящем стандарте:

а) приведены общие принципы разработки технических регламентов на продукцию и связанные с ней процессы, позволяющие достичь необходимый баланс между возможностью функционирования продукции и ее воздействием на окружающую среду;

б) указаны общие пути анализа взаимосвязи требований технических регламентах на продукцию с ее воздействием на окружающую среду в течение жизненного цикла;

в) указаны способы оценки воздействий на окружающую среду при выполнении требований технических регламентов;

г) приведены некоторые способы уменьшения негативных воздействий на окружающую среду, являющихся следствием выполнения требований технических регламентов на продукцию.

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Руководства ИСО 64:1997 "Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию".

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает руководство по включению экологических аспектов в технические регламенты на продукцию и связанные с ней процессы и распространяется на хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями любых форм собственности.

Настоящий стандарт не распространяется на технические регламенты на оборонную продукцию, а также на ядерные, химические и биологические объекты.

     2 Термины и определения

2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1

экологический аспект (аспект окружающей среды): Элемент деятельности организации, выпускаемой ею продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание - Важным экологическим аспектом является тот, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.



[ГОСТ Р ИСО 14050-99, статья 3.10]



2.1.2

воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

[ГОСТ Р ИСО 14050-99, статья 3.13]



2.1.3 жизненный цикл (изделия): Система последовательных или взаимосвязанных процессов "жизни" изделия - от приобретения сырья, производства продукции, ее реализации, эксплуатации до окончательной ликвидации с утилизацией инертной части и удалением опасной части изделия.

2.1.4

предотвращение загрязнения: Использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и которые могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса и механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов.

Примечание - К потенциальным выгодам от предотвращения загрязнения относят уменьшение отрицательных воздействий на окружающую среду, повышение эффективности и снижение стоимости.


[ГОСТ Р ИСО 14050-99, статья 3.24]



2.2 Дополнительные термины и определения, отражающие специфику применения этих терминов в настоящем стандарте, приведены в приложении А.

     3 Общие принципы разработки технических регламентов

3.1 Контрольный перечень вопросов

Прежде чем приступить к разработке технических регламентов рекомендуется дать ответы на следующие вопросы, позволяющие правильно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные инструменты и механизмы технического регулирования:

а) была ли идентифицирована проблема?

б) были ли рассмотрены все варианты решения проблемы?

в) рассматривались ли содержание и необходимость разработки технических регламентов?

г) рассматривались ли технические регламенты и/или стандарты, устанавливающие требования к эксплуатационным характеристикам?

д) рассматривались ли международные стандарты и обязательства?

е) рассматривались ли механизмы оценки соответствия?

ж) рассматривались ли методы анализа и способы управления процессом технического регулирования?

и) были ли проведены необходимые консультации?

3.2 Идентификация проблемы

Первым этапом разработки технических регламентов должна быть точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В [1, статья 2.2] определено, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:

- требования национальной безопасности;

- предотвращение недобросовестной деятельности;

- охрана здоровья и безопасность человека, животных, растений, а также иные аспекты охраны окружающей среды.

Необходимость вмешательства правительственных органов в какую-либо область технического регулирования определяют исходя из того, соответствует ли это вышеуказанным критериям.

Однако даже соответствие вышеуказанным критериям не означает, что вмешательство органов власти принесут необходимые результаты. Также необходимо определить основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без вмешательства правительственных органов.

Точное определение проблемы уменьшает риск выбора неадекватного варианта вмешательства правительственных органов или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность чрезмерного регулирования, которое возникает в том случае, если область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы, что приводит к дополнительным затратам, например из-за увеличения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.

В целом право регулирования рыночных вопросов целесообразно предоставить частному сектору, так как это обеспечит принятие решений, соответствующих интересам большинства заинтересованных сторон. Саморегулирование рынка является наиболее эффективным, так как обеспечивает оптимальное расходование ресурсов и приносит максимальную пользу обществу. Правительственные органы не всегда должны вмешиваться в решение рыночных проблем, особенно если проблемы могут быть разрешены самостоятельно, например, в результате давления общественности на частный сектор с целью прекратить загрязнение окружающей среды.

3.3 Типичные проблемы рынка

Результатом компромиссов, достигаемых сторонами на рынке, отражающимся на третьих лицах, являются отрицательные или положительные воздействия на окружающую среду. При этом воздействия могут быть не учтены при планировании производственного процесса. Число воздействий может быть большим или малым. Примером отрицательного воздействия является загрязнение окружающей среды в результате производственного процесса, при котором факт загрязнения не влияет на затраты производителя. Правительственные органы могут использовать экономические рычаги, побуждающие производителей уменьшать число негативных воздействий на окружающую среду или, в противном случае, заставляющие платить за нанесенный ущерб.

Другой проблемой является недостаток информации. Если производители или потребители не обладают полной информацией для принятия решения, то принимаемые решения могут оказаться неоптимальными. Правовые вопросы доступа к информации в экологической сфере рассмотрены в приложении Б. Например, если потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или услуги, это может привести к снижению цен на них и вынудит производителей высококачественной продукции уйти с рынка.

После определения проблемы необходимо оценить ее важность. Чаще всего для этого используют метод оценки риска. Данный метод заключается в определении различных рисков, связанных с конкретной ситуацией или процессом. При этом необходимо также определять риск, связанный с невыполнением установленных правил действия.

В [1] установлено, что необходимо определять все риски, которые приведут к недостижению поставленных легитимных целей. При оценке таких рисков должна рассматриваться доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции.

Наличие проблемы само по себе не является обязательным требованием для вмешательства правительственных органов. Перед тем как принять окончательное решение, должны быть рассмотрены различные возможные варианты как с использованием, так и без использования технических регламентов.

3.4 Ключевые вопросы при идентификации проблемы

Идентификация проблемы заключается в получении ответов на следующие вопросы:

а) какие цели преследуют правительственные органы?

б) в чем суть проблемы?

в) каковы истоки проблемы?

г) насколько значима проблема?

д) кого она затрагивает?

е) почему рынок сам не может решить эту проблему?

ж) почему требуется вмешательство правительственных органов?

и) каковы могут быть варианты решения проблемы?

Если вмешательство правительственных органов в той или иной форме признано необходимым, следует точно определить цели предпринимаемых ими действий. Эти цели должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах их достижения. Знание истоков рассматриваемой проблемы помогает выбрать то решение, которое в наибольшей степени соответствует поставленным целям.

Чтобы быть уверенным в оптимальности предпринимаемых правительственными органами действий, необходимо удостовериться, что все возможные варианты проанализированы и оценены. Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных альтернативных решений, которые также должны быть рассмотрены.

Такие альтернативные решения включают в себя:

- сохранение сложившейся ситуации;

- использование норм законодательства;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs