Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 14.07-2005 Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов безопасности окружающей среды в технические регламенты

     3 Общие принципы разработки технических регламентов

3.1 Контрольный перечень вопросов

Прежде чем приступить к разработке технических регламентов рекомендуется дать ответы на следующие вопросы, позволяющие правильно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные инструменты и механизмы технического регулирования:

а) была ли идентифицирована проблема?

б) были ли рассмотрены все варианты решения проблемы?

в) рассматривались ли содержание и необходимость разработки технических регламентов?

г) рассматривались ли технические регламенты и/или стандарты, устанавливающие требования к эксплуатационным характеристикам?

д) рассматривались ли международные стандарты и обязательства?

е) рассматривались ли механизмы оценки соответствия?

ж) рассматривались ли методы анализа и способы управления процессом технического регулирования?

и) были ли проведены необходимые консультации?

3.2 Идентификация проблемы

Первым этапом разработки технических регламентов должна быть точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В [1, статья 2.2] определено, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:

- требования национальной безопасности;

- предотвращение недобросовестной деятельности;

- охрана здоровья и безопасность человека, животных, растений, а также иные аспекты охраны окружающей среды.

Необходимость вмешательства правительственных органов в какую-либо область технического регулирования определяют исходя из того, соответствует ли это вышеуказанным критериям.

Однако даже соответствие вышеуказанным критериям не означает, что вмешательство органов власти принесут необходимые результаты. Также необходимо определить основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без вмешательства правительственных органов.

Точное определение проблемы уменьшает риск выбора неадекватного варианта вмешательства правительственных органов или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность чрезмерного регулирования, которое возникает в том случае, если область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы, что приводит к дополнительным затратам, например из-за увеличения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.

В целом право регулирования рыночных вопросов целесообразно предоставить частному сектору, так как это обеспечит принятие решений, соответствующих интересам большинства заинтересованных сторон. Саморегулирование рынка является наиболее эффективным, так как обеспечивает оптимальное расходование ресурсов и приносит максимальную пользу обществу. Правительственные органы не всегда должны вмешиваться в решение рыночных проблем, особенно если проблемы могут быть разрешены самостоятельно, например, в результате давления общественности на частный сектор с целью прекратить загрязнение окружающей среды.

3.3 Типичные проблемы рынка

Результатом компромиссов, достигаемых сторонами на рынке, отражающимся на третьих лицах, являются отрицательные или положительные воздействия на окружающую среду. При этом воздействия могут быть не учтены при планировании производственного процесса. Число воздействий может быть большим или малым. Примером отрицательного воздействия является загрязнение окружающей среды в результате производственного процесса, при котором факт загрязнения не влияет на затраты производителя. Правительственные органы могут использовать экономические рычаги, побуждающие производителей уменьшать число негативных воздействий на окружающую среду или, в противном случае, заставляющие платить за нанесенный ущерб.

Другой проблемой является недостаток информации. Если производители или потребители не обладают полной информацией для принятия решения, то принимаемые решения могут оказаться неоптимальными. Правовые вопросы доступа к информации в экологической сфере рассмотрены в приложении Б. Например, если потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или услуги, это может привести к снижению цен на них и вынудит производителей высококачественной продукции уйти с рынка.

После определения проблемы необходимо оценить ее важность. Чаще всего для этого используют метод оценки риска. Данный метод заключается в определении различных рисков, связанных с конкретной ситуацией или процессом. При этом необходимо также определять риск, связанный с невыполнением установленных правил действия.

В [1] установлено, что необходимо определять все риски, которые приведут к недостижению поставленных легитимных целей. При оценке таких рисков должна рассматриваться доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции.

Наличие проблемы само по себе не является обязательным требованием для вмешательства правительственных органов. Перед тем как принять окончательное решение, должны быть рассмотрены различные возможные варианты как с использованием, так и без использования технических регламентов.

3.4 Ключевые вопросы при идентификации проблемы

Идентификация проблемы заключается в получении ответов на следующие вопросы:

а) какие цели преследуют правительственные органы?