Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 14.11-2005

Группа Т58

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ, ПРОВОДЯЩИМ ОЦЕНКУ
И СЕРТИФИКАЦИЮ/РЕГИСТРАЦИЮ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
(ИСО/МЭК 66)

Ecological management.
General requirements for bodies operating assessment and certification/registration
of system ecological management (ISO/IEC 66)



ОКС 13.020

Дата введения 2009-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс" при участии Технического комитета по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 528-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Сертификация системы экологического менеджмента организации является средством подтверждения того, что организация внедрила систему управления воздействиями на окружающую среду в деятельность по производству продукции или оказанию услуг в соответствии с экологической политикой организации.

Настоящий стандарт устанавливает требования, позволяющие обеспечить органам по сертификации согласованное и надежное управление системами сертификации третьих сторон. Выполнение этих требований дает основание считать орган по сертификации компетентным в выполнении своих услуг на национальном и международном уровнях. Настоящий стандарт может служить основой для взаимного признания соответствующих национальных систем сертификации.

Сертификация включает в себя оценку системы экологического менеджмента организации, но не подразумевает достижение определенных уровней экологических характеристик ее деятельности по производству продукции или оказанию услуг. Доказательством выполнения требований настоящего стандарта, другого нормативного документа или любой дополнительной документации является документ о сертификации (сертификат) системы экологического менеджмента.

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Руководства ИСО/МЭК 66:1999 "Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем управления защитой окружающей среды".

Хотя настоящий стандарт предназначен для использования органами, признанными компетентными для выполнения функций органа по сертификации, многие его положения могут быть использованы второй стороной для проведения процедур оценки.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к органам, проводящим сертификацию или регистрацию (далее - сертификацию) систем экологического менеджмента третьих сторон. Выполнение требований настоящего стандарта служит основанием для признания компетентности органа по сертификации систем экологического менеджмента.

Настоящий стандарт не распространяется на органы, осуществляющие оценку предприятий, выпускающих оборонную продукцию, а также ядерных, химических и биологических объектов.

Требования настоящего стандарта применяют во всех видах документации и литературы, относящихся к сфере обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

ГОСТ Р ИСО 14050-99 Управление окружающей средой. Словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14050, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 организация: Компания (корпорация, фирма, предприятие, орган власти, организация или их часть, или сочетание), имеющая или не имеющая статус акционерного общества, государственная или частная, имеющая свои собственные функции и администрацию.

Примечание - Для организаций с более чем одной структурной единицей каждая структурная единица может рассматриваться как организация.

3.2 орган по сертификации: Третья сторона, которая оценивает и сертифицирует систему управления защитой окружающей среды организаций на основе действующих стандартов на системы экологического менеджмента или других нормативных документов и любой дополнительной документации, требуемой этой системой.

3.3 документ о сертификации: Документ, удостоверяющий, что система экологического менеджмента организации соответствует установленным стандартам на системы экологического менеджмента и любой дополнительной документации, требуемой этой системой.

3.4 система сертификации: Система, имеющая собственные правила процедур и управления для проведения оценки с целью выдачи документа о сертификации и его последующего ведения.

     4 Требования к органам по сертификации

4.1 Орган по сертификации
     


    4.1.1 Общие положения

4.1.1.1 Политика и процедуры, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность орган по сертификации, должны носить недискриминационный характер и реализовываться недискриминационными методами. Используемые процедуры не должны ограничивать доступ заявителей более чем это предусмотрено настоящим стандартом.

4.1.1.2 Орган по сертификации должен оказывать услуги, доступные всем заявителям. Не должно быть неприемлемых финансовых или иных условий. Отказ в проведении сертификации не должен быть обусловлен размером организации, ее членством в какой-либо ассоциации или объединении, а также числом организаций, уже прошедших сертификацию.

4.1.1.3 Критерии, по которым оценивается система экологического менеджмента заявителя, должны быть аналогичны установленным в стандартах на системы экологического менеджмента или других нормативных документах в зависимости от функции организации. Если требуется разъяснение по применению этих документов в конкретной программе сертификации, оно должно быть сформулировано соответствующими и беспристрастными органами или лицами, обладающими необходимой технической компетентностью, и опубликовано органом по сертификации.

4.1.1.4 Орган по сертификации должен ограничивать свои требования, оценку и решение по сертификации только вопросами, относящимися к рассматриваемой области сертификации.

4.1.1.5 За оценку соответствия законодательству и поддержку этого соответствия несет ответственность организация. Орган по сертификации должен ограничиться необходимыми проверками и образцами, чтобы удостовериться в том, что система экологического менеджмента функционирует в соответствии со своим назначением. Орган по сертификации должен удостовериться, что организация знакома с соответствующими законодательными документами и способна указать, какие меры были приняты для приведения своей деятельности в соответствие с действующим законодательством.

4.1.2 Структура

Структура органа по сертификации должна вызывать доверие к результатам проводимых им работ. В частности, орган по сертификации должен:

а) быть беспристрастным;

б) нести ответственность за свои решения о выдаче, ведении, расширении, сужении, приостановлении действия и аннулировании документов о сертификации;

в) определять менеджмент (комитет, группу или физическое лицо), который будет нести общую ответственность за:

1) проведение оценки и сертификации в соответствии с настоящим стандартом;

2) определение политики деятельности органа по сертификации,

3) принятие решений по сертификации,

4) надзор за проведением своей политики,

5) надзор за финансовой деятельностью органа по сертификации,

6) делегирование, при необходимости, полномочий соответствующим органам или физическим лицам с целью выполнения определенных действий от своего имени;

г) иметь документы, подтверждающие, что он является юридическим лицом;

д) иметь документированную структуру, гарантирующую беспристрастность, в том числе положения, обеспечивающие беспристрастность органа по сертификации. Эта структура должна предоставлять возможность для участия всех сторон, заинтересованных в разработке политики и принципов, касающихся содержания и функционирования системы сертификации;

е) обеспечивать, чтобы каждое решение о сертификации принималось лицом или лицами, не участвовавшими в проведении оценки;

ж) иметь права и обязанности, соответствующие его деятельности по сертификации;

и) принимать соответствующие меры по выполнению обязательств, вытекающих из характера выполняемых работ;

к) обладать финансовой стабильностью и ресурсами, необходимыми для функционирования системы сертификации;

л) располагать достаточным числом сотрудников, имеющих необходимое образование, подготовку, технические знания и опыт работы для выполнения функций по сертификации в соответствии с видом, областью и объемом выполняемых работ под руководством старшего ответственного работника;

м) иметь систему качества, описанную в 4.1.4, с помощью которой можно продемонстрировать сертифицируемым организациям возможность управления системой сертификации;

н) иметь политику и процедуры, отличающие сертификацию от любой другой деятельности, осуществляемой органом по сертификации;

п) быть свободным от любого коммерческого, финансового или другого давления (в том числе в отношении его руководства и персонала), которое может оказать влияние на результаты сертификации;

р) располагать документированными правилами создания и функционирования органов, участвующих в процессе сертификации или в разработке и ведении системы сертификации; эти органы должны быть свободными от коммерческого, финансового и любого другого давления, которые могут оказать влияние на принимаемые решения.

Примечание - Требованию независимости от разных форм давления удовлетворяют органы, члены которых подобраны таким образом, чтобы обеспечивался баланс интересов без преобладания интересов какого-либо одного члена;

с) обеспечивать условия, чтобы деятельность других органов не влияла на конфиденциальность, объективность и беспристрастность сертификации, а также не предлагать и не оказывать:

1) услуги, на выполнение которых орган проводит сертификацию других организаций,

2) консультационные услуги в целях получения и поддержания документа по сертификации,

3) услуги по созданию, внедрению или ведению систем экологического менеджмента или смежных систем управления.

Примечание - Орган по сертификации может прямо или косвенно участвовать в создании продукции или предоставлении услуг, не указанных в данном перечислении, если это не ставит под угрозу конфиденциальность, объективность или беспристрастность процесса сертификации и принимаемых решений;

т) разработать политику и процедуры для разрешения претензий, беспристрастного и независимого разрешения апелляций и разногласий, связанных с проводимой сертификацией или другими работами в данной области.

4.1.3 Заключение договоров с субподрядчиками

Если орган по сертификации принимает решение о заключении договора на субподрядные работы, связанные с сертификацией (например, аудит), с другими организациями или физическими лицами, то между сторонами должно быть составлено и надлежащим образом оформлено соглашение, включающее в себя положения о конфиденциальности и конфликтных ситуациях. Орган по сертификации обязан:

а) взять на себя полную ответственность за проведение субподрядных работ, а также за выдачу, ведение, расширение или сужение области действия, приостановление действия или аннулирование документа о сертификации;

б) убедиться, что орган или лицо, работающие по субподряду, компетентны и соответствуют требованиям настоящего стандарта и не причастны, прямо или через их нанимателей, к проектированию, внедрению или поддержанию системы экологического менеджмента или аналогичных систем управления таким образом, чтобы это могло поставить под сомнение их беспристрастность;

в) получить согласие заявителя или организации, подлежащей сертификации.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs