Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод

     5 Реактивы и материалы

5.1 Хладагент для рубашки цилиндра, состоящий из воды, соответствующей сорту 3 по [1]. Вода должна использоваться в рубашке цилиндра для таких местоположений лабораторий, где результирующая температура кипения составляет (100±2) °С. Вода с техническим антифризом на основе гликоля, добавленного в достаточном количестве для обеспечения соответствия требованию температуры кипения, должна использоваться, как это диктует высота над уровнем моря, на которой расположена лаборатория.

Для сведения к минимуму коррозии и минеральной окалины, которые могут изменить теплопередачу и результаты определения октанового числа, в хладагент следует добавлять техническое многофункциональное вещество для обработки воды.

5.2 Хладагент для карбюратора, если требуется (8.30), состоящий из воды или смеси воды и антифриза, достаточно охлажденный для того, чтобы предотвратить образование пузырьков, с температурой не ниже 0,6 °С и не выше 10 °С.

5.3 Смазочное масло для картера двигателя включает сорт масла вязкости SAE 30, отвечающий эксплуатационной классификации SF/CD или SG/CE.

Оно должно содержать моющую присадку и иметь кинематическую вязкость от 9,3 до 12,5 мм/с при температуре 100 °С и индекс вязкости не менее 85. Масла, содержащие добавки или присадки, изменяющие индекс вязкости, а также всесезонные смазочные масла не должны использоваться.

Для двигателей типа УИТ-85М следует применять масло МС-20 по ГОСТ 21743.

5.4 Первичное эталонное топливо на основе 2,2,4-триметилпентана (изооктан) чистотой не менее 99,75% об., содержащее не более 0,10% об. гептана и не более 0,5 мг/дм свинца. Данное вещество должно обозначаться 100 MON.

Примечание - Сертифицированные стандартные образцы веществ как импортные SRM IRMM-442 и NIST SRM 1816а, так и отечественные (ГСО ЭТ) применяют для проверки качества промышленных эталонных топлив.

5.5 Первичное эталонное топливо на основе гептана чистотой не менее 99,75% об., содержащее не более 0,10% об. изооктана и не более 0,5 мг/дм свинца. Данное вещество должно обозначаться 0 MON.

Примечание - Сертифицированные стандартные образцы веществ как импортные CRM IRMM-441 и NIST SRM 1815а, так и отечественные (ГСО ЭТ), применяют для проверки качества промышленных эталонных топлив.

5.6 Первичное эталонное топливо с октановым числом 80, приготовленное с использованием изооктана сорта эталонного топлива (5.4) и гептана (5.5); данная смесь должна содержать (80,0±0,1)% об. изооктана.

Примечание - Приготовление смесей первичных эталонных топлив согласно заданным значениям MON приведено в [2], приложение А5 (таблицы смешивания эталонных топлив).

5.7 Разбавленный тетраэтилсвинец (разбавленный в объемной пропорции тетраэтилсвинец), подготовленный раствор авиационной смешанной тетраэтилсвинцовой антидетонационной присадки в углеводородном растворителе, содержащем 70% об. ксилола и 30% об. гептана.

Антидетонационное соединение должно содержать (18,23±0,05)% масс. тетраэтилсвинца и иметь относительную плотность при температуре 15,6 °С от 0,957 до 0,967.

Примечание - Типичный химический состав соединения, не содержащий тетраэтилсвинец:

этилендибромид (противонагарная присадка) - 10,6% масс.;

разбавитель:

ксилол - 52,5% масс.;

гептан - 17,8% масс.;

краситель, антиоксидант и инертные компоненты - 0,87% масс.

5.8 Смеси первичных эталонных топлив для оценок октановых чисел выше 100 MON, приготовленные путем добавления заданного количества разбавленного тетраэтилсвинца (5.7) в кубических сантиметрах к 400 см изооктана (5.4). Эти смеси соответствуют шкале MON выше 100.

Примечание - Значения MON для смесей тетраэтилсвинца в изооктане приведено в [2], приложение А5 (таблицы смешивания эталонных топлив).

5.9 Метилбензол (толуол), сорт эталонного топлива с чистотой не менее 99,5% об., определенной хроматографическим анализом, с перекисным числом не более 5 мг/кг и содержанием воды не более 200 мг/кг.

Обработка антиоксидантом должна проводиться поставщиком в параметрах, соответствующих долгосрочной стабильности и эмпирически определенных с помощью поставщика антиоксиданта.

5.10 Контрольные топлива, состоящие из типичных внутрифирменных топлив для двигателей с искровым зажиганием, имеющих принятые аттестованные значения MON, низкую летучесть и хорошую долгосрочную стабильность.