Статус документа
Статус документа

     
     ОДМ 218.4.002-2008

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ



УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора от 24.06.2008 N 261-р

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ) (руководитель работы кандидат техн. наук Крутиков О.В., доктор техн. наук, проф. Осипов В.О.), Федеральным государственным унитарным предприятием "РосдорНИИ" (кандидат техн. наук Шейнцвит М.И., инженеры Яновский Б.Ф., Ладошин В.В.) с учетом замечаний и предложений ОАО "Гипротрансмост" (кандидат техн. наук Селиверстов В.А.), ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (ЗАО НИПИ ТРТИ) (кандидат техн. наук Сырков А.В.), филиала ОАО ЦНИИС Научно-исследовательский центр "Мосты" (НИЦ "Мосты" ОАО ЦНИИС) (инженер Жуков Ю.М.), Московского автомобильно-дорожного университета (государственного технического университета) МАДИ-ГТУ (проф. Васильев А.И.), Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (инженеры Екимов В.К., Серегин В.А.), ОАО "Институт Гипростроймост" (инженер Батурин А.В.), ЗАО "Институт "Стройпроект" (инженер Суровцев А.Б.).

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.06.2008 N 261-р.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5. ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения


Отраслевой дорожный методический документ "Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений" (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

Настоящие методические рекомендации распространяются на мостовые сооружения: мосты, путепроводы, эстакады, скотопрогоны, виадуки (далее - мосты) на автомобильных дорогах и предназначаются для применения органами управления федеральными автомобильными дорогами (далее Заказчиками). При этом проведение мониторинга относится непосредственно к конструкциям сооружения, т.е. не включает в себя подходы и регуляционные сооружения. В соответствии с заключенными Заказчиками договорами (контрактами) методический документ используют организации, выполняющие работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию искусственных сооружений, и организации, выполняющие работы по обследованию и мониторингу мостов.

Методический документ может быть также рекомендован для надзора за искусственными сооружениями на автомобильных дорогах общего пользования органами управления территориальных автомобильных дорог.

     2 Термины и определения


В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями, обозначения и сокращения:

Мониторинг состояния моста (мониторинг моста) - систематическое наблюдение за работой моста в эксплуатационных условиях в течение заданного существенного промежутка времени с применением специальных технических средств, размещаемых на конструкциях моста.

Мониторинг моста, как понимается в настоящем методическом документе, - вид работы в системе наблюдений за эксплуатируемыми мостовыми сооружениями, выполняемый организациями наряду с диагностикой, обследованиями, испытаниями. При мониторинге выполняется экспериментальная оценка количественных параметров (измерение) и качественных признаков, характеризующих техническое состояние моста, к которым относятся геометрические параметры; напряженно-деформированное состояние; температура элементов сооружения; динамические характеристики; дефекты; нагрузки и воздействия, атмосферные и др. условия эксплуатации; жесткостные, прочностные и пр. свойства конструкций и материалов. Оцениваться могут как действующие значения параметров, так и их изменение в процессе мониторинга.

Инструментальные измерения при мониторинге могут проводиться на непрерывной основе с помощью приборов с регистрацией данных непрерывно или с минимальной периодичностью, а также на основе периодических инструментальных измерений по установленным в конструкции маркам, по датчикам или приборам.

Контрольный мониторинг - вид мониторинга, который выполняется с целью технического контроля состояния моста. Получаемая информация о фактическом состоянии моста анализируется и сравнивается с заранее установленными требованиями, критериями для принятия решений о безопасном режиме эксплуатации моста. При контрольном мониторинге определяется соответствие состояния моста требованиям государственных стандартов, нормативных документов и проектной документации.

Исследовательский мониторинг - вид мониторинга, который выполняется для накопления данных о работе моста, при воздействии реальных подвижных нагрузок и природных факторов (сейсмика, ветер, температура, геология, ледоход и др.) с целью совершенствования проектирования, строительства и эксплуатации мостов и оценки эффективности новых конструктивно-технологических решений строительства, ремонта или реконструкции мостов.

Сравнительный мониторинг - разновидность исследовательского мониторинга, который проводится для оценки характеристик свойств конструктивных частей или элементов мостов путем сравнения. Такой мониторинг проводится на нескольких мостах, на которых применены определенные конструктивные элементы (например, пролетное строение, опора, деформационный шов, опорная часть), находящиеся в близких условиях к эксплуатации.

Непрерывный мониторинг - вид мониторинга, при котором поступление информации о параметрах состояния моста происходит непрерывно, и информация о текущем состоянии моста постоянно доступна удаленному наблюдателю.

Периодический мониторинг - вид мониторинга, при котором поступление информации о параметрах состояния моста происходит через установленные интервалы времени. Периодичность измерений принимается с учетом состояния конструкций моста и может изменяться в процессе ведения мониторинга. Процесс получения информации осуществляется при посещении расположения моста исполнителем мониторинга.

Средства мониторинга - технические устройства, вещества и (или) материалы, используемые для проведения мониторинга моста.

Система непрерывного мониторинга моста, далее СНММ - совокупность функционально объединенных средств мониторинга, установленных на мосту и связанных с ним объектах, обеспечивающих измерение физических величин, передачу, обработку, накопление и предоставление информации обслуживающему персоналу в непрерывном режиме.

Марки - фиксирующие элементы, жестко закрепленные на конструкции, используемые для снятия показаний съемными приборами.

Датчики - установленные в конструкции элементы (первичные средства измерения) для определения деформаций, перемещений, силовых воздействий, температуры и др. свойств.

     3 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкции.

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа.

ГОСТ 1497-84* Металлы. Методы испытаний на растяжение.

ГОСТ 1759.0-87 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия.

ГОСТ 6996-66* Сварные соединения. Методы определения механических свойств анализа.

ГОСТ 12004-81* Сталь арматурная. Методы испытаний на растяжение.

ГОСТ 14098-91 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкция и размеры.

ГОСТ 24.104-85 Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Автоматизированные системы управления. Общие требования.

ГОСТ 12.4.087-84 ССБТ. Строительство. Каски строительные. Технические условия.

ГОСТ 12.4.107-82 ССБТ. Строительство. Канаты страховочные. Общие технические требования.

ГОСТ Р 52289-2004 Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

ГОСТ Р 8.563-96 Методики выполнения измерений.

ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

ГОСТ 19.101-77 Единая система программной документации. Виды программ и программных документов.

ОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний.

СНиП 2.03.01-84* Бетонные и железобетонные конструкции.

СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы (проектирование). /Госстрой СССР. - М.: ГУП ЦПП, 1996.

СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы. Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 1998.

СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследования и испытаний /Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988.

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

Методические рекомендации по вибродиагностике автодорожных мостов. Государственная служба дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (РОСАВТОДОР), утверждено распоряжением N 266-р от 07.08.2001 г.

ВСН 4-81 (90) "Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах" (Минавтодор РСФСР).

ВСН 37-84 "Инструкции по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" Минавтодора РСФСР.

ОДН 218.0.017-03 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых сооружений. (Распоряжение Росавтодора от 29.03.2003 г. N ОС-198-р.)

Методика определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений. (ОДМ Распоряжение Росавтодора от 09.10.2002 г. N ОС-857-р.)

"Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания", М., 2004 г.

DGZ В3 "Инструкция по измерению электрохимического потенциала для определения коррозии арматурной стали ж/б конструкции". Нем. стандарт.

ASTMC 876-80 "Стандартный метод потенциалов для испытания обнаженной арматурной стали".

BS 1881 Part 201 "Стандартный метод потенциалов для испытания обнаженной арматурной стали".

ASTM-A956-96 Американский стандарт по оценке твердости металла.

ГОСТ 27655-88 Акустическая эмиссия. Термины, определения и обозначения.

NDIS 2421. Recommended practice for in situ monitoring of concrete structures by acoustic emission. The Japanese Society for Non-Destructive Inspection (NDIS), 2000.

"Требования к техническим средствам и системам комплексного обеспечения безопасности, автоматизации и связи многофункциональных высотных зданий и комплексов". Пособие для специалистов проектных и монтажных организаций, заказчиков, страховых компаний, инвесторов и контролирующих органов, УДК 331.45, ББК 65.247.

"A Proposed Standard for Evaluating Structural Integrity of Reinforced Concrete Beams by Acoustic Emission" Shigenori Yuyama, Takahi&a Okamoto, Miteuhiro ShigeiaM, Masayusu Ohtsu, and Terao Kishi, Acoustic emission Standards and Technology Update edited by SJ.Vahaviolos, American Society for Testing and Materials, STP1353, 1999, pp.25-40.

     4 Виды, задачи и объекты мониторинга

а) Виды мониторинга состояния моста систематизируются по следующим основным признакам: по назначению, по форме предоставления информации в течение времени.

б) По назначению мониторинг может быть исследовательским или контрольным.

в) При контрольном мониторинге решается задача по предупреждению возникновения аварийных состояний конструктивных элементов и сооружения в целом, которые могут быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами: природными явлениями - паводками, ураганами, землетрясениями и т.п.; деятельностью людей, а также вследствие опасного развития дефектов, имеющихся в эксплуатируемой конструкции.

г) К задачам, решаемым в ходе исследовательского мониторинга, относятся:

- исследование работы конструкций с применением новых конструктивно-технологических решений или материалов;

- исследование эксплуатационных воздействий на сооружение;

- выявление причин появления дефектов и прогнозирование их развития;

- исследование работы моста в эксплуатационных условиях, выбор вида математических моделей, используемых при надзоре состояния сооружений, проектировании и т.п.

д) По форме предоставления информации в течение времени мониторинг состояния моста может быть периодическим или непрерывным.

е) Объектами мониторинга являются:

- преимущественно мосты с большими пролетами (стальные мосты с пролетами длиной более 100 м, железобетонные с пролетами более 80 м), мосты большой высоты (высота опор более 40 м), мосты со сложными конструктивными решениями и особенностями (мосты висячих или вантовых систем, совмещенные и разводные мосты и т.п.);

- мосты, эксплуатируемые в сложных инженерно-геологических, сейсмических или климатических условиях;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs