5.1 Необходимый объем расчетов и испытаний КП и их деталей на прочность выбирают для новых конструкций, а также исходя из конструкторских изменений в них, изменения материалов или технологического процесса, метода сборки КП, условий торможения, при применении КП на других локомотивах или МВПС.
5.2 Объем расчетов и испытаний на прочность КП с новой (измененной) конструкцией или схемой нагружения приведен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование процесса | Необходимость проведения процесса для элементов КП | ||
Колесо | Ось | ||
цельное | составное | ||
1 Расчеты на прочность для выбора рациональной конструкции или предварительного анализа напряженно-деформированного состояния | + | + | + |
2 Стендовые статические испытания: | |||
2.1 Нагружение КП статическими вертикальными и боковыми горизонтальными нагрузками; | + | + | + |
2.2 Нагружение КП касательными нагрузками с предельными по сцеплению значениями с учетом боксования; | - | + | + |
2.3 Определение монтажных напряжений: | |||
- от насадки бандажа; | - | + | - |
- от установки колеса на ось; | + | + | - |
- от запрессовки элементов тягового привода в диск колеса (при их наличии); | + | + | - |
2.4 Определение остаточных напряжений от термической закалки обода цельного колеса или бандажа составного колеса | + | + | - |
3 Стендовые испытания на усталость деталей КП при нагружении циклическим круговым изгибом | + | + | + |
4 Испытания материала деталей КП | + | + | + |
5 Оценка суммарного напряженного состояния и оценка прочности деталей КП | + | + | + |
6 Оценка прочности соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью и элементов тягового привода (если они имеются) с диском колеса | + | + | - |
7 Оценка прочности соединения бандажа с ободом колесного центра | - | + | - |
8 Оценка радиальной усадки колесного центра от насадки бандажа | - | + | - |
9 Оценка осевых и радиальных перемещений обода цельного или бандажа составного колес вследствие нагрева от колодочного торможения и уменьшения их толщины из-за износа и ремонтных обточек | + | + | - |
10 Оценка линейных и угловых деформаций оси КП | - | - | + |
11 Оценка изгибной и радиальной жесткости КП под действием эксплуатационных вертикальных и боковых нагрузок | + | + | + |
12 Полигонные испытания КП на прочность: | |||
12.1 На испытательном полигоне при челночных поездках; | + | + | + |
12.2 На испытательном полигоне протяженностью от 5 до 10 тыс. км в зависимости от параметров пути: технического состояния, конструктивных особенностей и продольного профиля и основания; | + | + | + |
12.3 При действии предельных по сцеплению касательных нагрузок с учетом боксования | - | + | + |
13 Эксплуатационные испытания КП | + | + | + |
Объем расчетов и испытаний на прочность может быть сокращен по согласованию с заказчиком, если имеются соответствующие данные по прототипам. По требованию заказчика. По согласованию с заказчиком. Примечания 1 Знак "+" - проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. 2 Знак "-" - не проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
Под изменением конструкции КП понимают:
- изменение расположения деталей между колесами КП или применение новых деталей, изменяющих схему нагружения оси;
- изменение формы и размеров диска (в т.ч. офсета), обода, ступицы колеса;
- изменение наружного или внутреннего диаметра оси КП, формы и размеров галтелей, расположения посадочных и присоединительных зон по длине оси.
Расчеты КП на прочность (таблица 1, пункт 1) включают в себя:
- определение напряженно-деформированного состояния колеса от действия:
монтажных натягов соединения колеса с осью, бандажа с колесным центром, элементов тягового привода с диском колеса;
эксплуатационных механических нагрузок - вертикальных, боковых горизонтальных, касательных (только для спицевой конструкции колесного центра);
эксплуатационных термических нагрузок торможения;
- оценку осевых и радиальных деформаций обода цельного или бандажа составного колеса при нагреве от торможения и вследствие уменьшения толщины обода (бандажа) из-за износа и ремонтных обточек;
- оценку прочности соединения колеса (цельного, составного, зубчатого) и ступицы тормозного диска с осью и бандажа с колесным центром;
- оценку прочности и деформаций оси КП от действия эксплуатационных механических нагрузок.
5.3 Объем расчетов и испытаний на прочность КП при изменении материалов деталей (в т.ч. тормозных колодок), технологического процесса изготовления или при освоении их производства на новом предприятии приведен в таблице 2. Под изменением технологического процесса изготовления понимают:
- использование новых методов литья, проката, ковки и т.п.;
- применение новых методов объемного или поверхностного упрочнения и восстановления деталей;
- изменение чистоты обработки поверхностей.
Таблица 2
Наименование процесса | Необходимость проведения процесса для элементов КП | ||
Колесо | Ось | ||
цельное | составное | ||
1 Стендовые испытания по определению остаточных напряжений | + | + | - |
2 Стендовые испытания на усталость деталей КП | + | + | + |
3 Испытание материалов деталей КП | + | + | + |
4 Испытания на термоциклическую усталость обода цельного или бандажа составного колеса | + | + | - |
5 Оценка прочности деталей в составе КП с использованием данных по нагруженности прототипов | + | + | + |
Испытания для определения остаточных напряжений в бандаже. По требованию заказчика. Примечания 1 Знак "+" - проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. 2 Знак "-" - не проводят расчеты или испытания для указанного элемента КП. |
5.4 Объем расчетов и испытаний на прочность при изменении метода сборки КП или освоении КП на новом предприятии приведен в таблице 3. Под изменением метода сборки понимают: