Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54129-2010

Группа Д50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Нормы и методы определения

Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting for the special-purpose rolling stock. Norms and determination methods

ОКС 45.020

ОКСТУ 0004

Дата введения 2011-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 826-ст

4 В настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента "О безопасности железнодорожного подвижного состава" применительно к объекту технического регулирования - специальному железнодорожному подвижному составу:

- подразделы 5.3 и 5.4 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- раздел 6 устанавливает методы проверки минимально необходимых требований безопасности

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы определения (контроля) выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов специального железнодорожного подвижного состава (далее - СПС) на установившихся и переходных режимах их работы.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования

ГОСТ Р 12.4.208-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 12.4.209-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия

ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отработавшие газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.

3.2 сухие отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых меньше или равно равновесному при температуре 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.

3.3 влажные отработавшие газы: Отработавшие газы, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

3.4 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах и придающие им неблагоприятные либо вредные для человека и окружающей среды свойства.

3.5 оксид углерода СО, %: Газообразный продукт неполного окисления углерода, входящего в состав углеводородного топлива.

3.6 оксиды азота NO, %: Смесь различных оксидов азота, образующихся в процессе горения топлива в цилиндре дизеля.

3.7 углеводороды СН, %: Смесь паров всех несгоревших и частично окисленных углеводородов топлива и масла, образующихся в процессах горения топлива и выпуска продуктов сгорания из цилиндра дизеля.

3.8 концентрация оксида углерода С, %: Объемная доля в сухих отработавших газах оксида углерода.

3.9 концентрация оксидов азота, приведенных к NO, C, %: Объемная доля в сухих отработавших газах оксидов азота, которую они занимали бы при трансформации в эквивалентный объем диоксида азота NO.

3.10 концентрация углеводородов, приведенных к СН, C, %: Объемная доля во влажных отработавших газах суммы углеводородов, которую они занимали бы при условной трансформации в эквивалентный объем идеального газа с молекулярной массой 13,85 и энергией ионизации молекул, равной энергии ионизации пропана СН.

3.11 выброс вредных веществ: Вредные вещества, поступающие в атмосферу с отработавшими газами.

3.12 испытательный цикл: Совокупность режимов испытаний.

3.13 режим испытаний: Фиксированный или переменный по частоте вращения и мощности режим работы дизеля, реализуемый в процессе испытаний.

3.14 режим холодного запуска дизеля: Режим работы дизеля от момента начала запуска до достижения стабильного устойчивого режима работы на холостом ходу при температуре окружающей среды не ниже 10 °С, без предварительного прогрева дизеля и его теплоносителей.

3.15 режим холостого хода: Режим работы дизеля при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и нагрузке не более 5% максимальной.

3.16 транспортный режим: Режим работы СПС при выполнении транспортных операций, полной массой не менее 85% максимальной, со скоростью не менее 70% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0‰.

3.17 режим ускорения в транспортном режиме: Режим разгона СПС до максимальной скорости, полной массой не менее 85% максимальной, на участке пути со спрямленным профилем 0‰.

3.18 рабочий режим: Режим работы СПС при выполнении рабочих операций с нагрузкой на рабочие органы не менее 75% номинальной.

3.19 режим приема нагрузки в рабочем режиме: Режим работы дизеля при переходе из режима холостого хода в рабочий режим.

3.20 режим нагружения на реостат: Режим нагружения, при котором в качестве нагрузки для дизель-генератора используется специальное нагрузочное устройство (водяной реостат, воздушный реостат и т.п.).

3.21 дымность: Видимая дисперсия жидких и/или твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах дизеля.

3.22 дымомер: Прибор для измерения дымности отработавших газов.

3.23 дымомер оптического типа: Прибор для измерения непрозрачности отработавших газов, выраженной через коэффициент ослабления светового потока.

3.24 база дымомера оптического типа , м: Толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих измерительную камеру дымомера в условиях измерения.

3.25 коэффициент ослабления светового потока , %: Технический норматив дымности отработавших газов, измеренной оптическим методом, равный части светового потока от источника света дымомера, не достигшей приемника света из-за его поглощения, отражения и рассеяния отработавшими газами, проходящими через измерительную (дымовую) камеру дымомера.

3.26 условия с неограниченным воздухообменом: Участки местности, станций и населенных пунктов, не имеющие искусственных и естественных препятствий для естественного воздухообмена и застойных зон.

3.27 условия с ограниченным воздухообменом: Закрытые или полузакрытые участки местности, станций, населенных пунктов, предприятий и т.п., имеющие естественные или искусственные препятствия для естественного воздухообмена, тоннели, вокзалы, внутрицеховые и складские помещения, ущелья, котлованы и т.п.

     4 Обозначения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения:

- коэффициент ослабления светового потока (дымность) отработавших газов на измерительной базе 0,43 м, %;

- объявленная номинальная мощность дизеля, кВт;

- номинальная скорость СПС, км/ч;

- частота вращения коленчатого вала дизеля, мин;

- температура атмосферного воздуха на всасывании, К;

- давление сухого атмосферного воздуха, кПа;

- полное атмосферное давление, кПа;

- температура окружающей среды, °С;

- коэффициент атмосферного фактора.

     5 Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ

5.1 Для нормирования выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) устанавливают следующие параметры:

- концентрация оксидов азота С (объемная доля, %);

- концентрация оксида углерода С (объемная доля, %);

- концентрация углеводородов C (объемная доля, %).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».