Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54097-2010 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации

     4 Методология и алгоритмы оценки аспектов комплексного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и экономической целесообразности их внедрения при идентификации наилучшей доступной технологии

4.1 Методология, установленная в настоящем стандарте, гармонизирована с Директивой [2] и Справочником ЕС [5].

4.2 Идентификация НДТ включает четыре последовательно реализуемых этапа:

- определение НДТ;

- оценку НДТ;

- выбор НДТ;

- собственно идентификацию НДТ в конкретных условиях ее применения.

4.3 Алгоритмы и основные принципы методологии идентификации НДТ в аспектах ее комплексного воздействия на окружающую среду с учетом оценки экономической целесообразности ее внедрения представлены на рисунках 2-5.

     
Рисунок 2 - Основные принципы методологии определения НДТ с учетом оценки аспектов ее комплексного воздействия на окружающую среду

     

     
Рисунок 3 - Основные принципы оценки экономической целесообразности внедрения НДТ

            
Рисунок 4 - Основные принципы выбора НДТ из альтернативных вариантов технологий

       
Рисунок 5 - Обобщенный алгоритм аспектов оценки ожидаемой экономической целесообразности применения НДТ в отрасли промышленности



4.4 Логика применения методологии состоит в применении следующих алгоритмов в соответствии с этапами, установленными в 4.2:

- основные принципы определения НДТ с учетом оценки аспектов ее комплексного воздействия на окружающую среду (рисунок 2);

- основные принципы оценки экономической целесообразности внедрения НДТ (рисунок 3);

- основные принципы выбора НДТ из альтернативных вариантов технологий (рисунок 4);

- обобщенный алгоритм аспектов оценки ожидаемой экономической целесообразности применения НДТ в отрасли промышленности (рисунок 5).

4.5 Если на любом из этапов идентификации НДТ, проводимой экспертом компетентного органа, ответы очевидны, то нет необходимости применять все представленные в 4.4 методы. При этом эксперт компетентного органа должен обосновать правомерность своего решения и дать рекомендацию на выдачу КПР в конкретной отрасли промышленности.

4.6 Могут возникать ситуации, когда эксперт компетентного органа должен установить только один аспект для выдачи КПР. Например, если для внедряемой технологии уже известна выгода с точки зрения защиты окружающей среды, то расчет затрат на внедрение технологии может быть использован самостоятельно (без использования методологии оценки НДТ в аспектах ее комплексного воздействия на окружающую среду).

4.7 Для того чтобы обеспечить максимальный уровень применимости методологии в практических условиях, методы целесообразно разработать по модульному принципу, чтобы они могли быть использованы независимо друг от друга.

4.8 Методические подходы в составе общей методологии, установленные в настоящем стандарте, разработаны в качестве практического инструментария для облегчения процесса принятия решений, в котором участвуют опытные эксперты. Однако для проведения оценок требуются время, материальные и энергетические ресурсы, трудовые затраты, опыт проведения экспертизы. Нередко бывает востребован прагматичный подход при принятии решения. В связи с этим ожидается, что методология будет использована только в тех случаях, когда отсутствует ясное предпочтение какой-либо технологии или когда имеются разногласия относительно того, какая технология является наилучшей, доступной для конкретного применения.

4.9 При идентификации НДТ, выбираемой для внедрения на конкретном объекте хозяйственной деятельности, целесообразно учитывать:

- соответствие технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли промышленности;