Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.2.013-2011

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА ТЕРРИТОРИЙ, ПРИЛЕГАЮЩИХ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ


ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН МОСКОВСКИМ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МАДИ) при участии НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК (НИИСФ РААСН).

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 13.12.2012 N 995-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам", именуемый далее по тексту сокращенно "Методические рекомендации", направлен на обеспечение высоких стандартов проживания, отдыха и условий труда населения на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам Российской Федерации. "Методические рекомендации" содержат методы прогнозирования уровней транспортного шума на прилегающих к автомобильным дорогам территориях, рекомендации по проектированию их шумозащиты и методику экономической оценки устройства шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах.

1.2 "Методические рекомендации" предназначены для использования в проектных, научных организациях и в учебных заведениях при разработке проектов строительства новых или реконструкции существующих автомобильных дорог.

2 Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий

ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672:2002). Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ Р 53376-2009 (ЕН ИСО 354:2003). Материалы звукопоглощающие. Метод измерения звукопоглощения в реверберационной камере  

ГОСТ 12.1.050-86 Методы измерения шума на рабочих местах

ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерений шумовой характеристики

ГОСТ 27296-87 Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций

ГОСТ 27408-87 (СТ СЭВ 5711-86*). Шум. Методы статистической обработки результатов определения и контроля уровней шума, излучаемого машинами

ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003). Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности

ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007). Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления

ГОСТ Р 41.51-2004. (Правила ЕЭК ООН N 51). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом

СП 51.13330.2011 Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003. Дата введения 2011-05-20

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Санитарные нормы. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Примечания 1. Для гармонизации требований к шумозащитным сооружениям с требованиями национальных и международных документов в "Методических рекомендациях" использованы следующие основополагающие зарубежные нормативные документы* по защите от транспортного шума:

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

- Design for environmental barriers. Design manual for roads and bridges. Volume 10. Environmental design and management. Section 5 Environmental barriers. Part 1, 2 (Великобритания).

- Noise Barrier Design Handbook US Departement of transportation FHWA (США).

- Guide du Bruit de Transports Terrestres. Prevision des niveax sonores. CETUR (Франция).

- Guide du Bruit de Transports Terrestres. Recommandation techniques pour ouvrages de protection contre le bruit (Франция).

Предложенные в "Методических рекомендациях" мероприятия по защите от транспортного шума учитывают основные положения Рекомендаций Еврокомиссии (Recommandation de la Commission du 6 2003 relative aux lignes directrices sur les provisoires de calcul du bruit industriel, du bruit des avions, du bruit du trafic routier et du bruit des trains, ainsi qu'aux correspondantes (Texte de pour l'EEE) [ sous le С (2003) 2807] Journal officiel n° L 212 du 22/08/2003 p. 0049-0064).

2. При пользовании "Методических рекомендаций" целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими "Методическими рекомендациями" следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В "Методических рекомендациях" применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акустический центр транспортного потока: Условная точка для выполнения акустических расчетов в жилой застройке шума, производимого транспортными потоками. При определении шумовой характеристики транспортного шума, распространения шума в открытом пространстве акустический центр транспортного потока принимают расположенным на оси ближней к жилой застройке полосы движения на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части.

Для расчета распространения шума за шумозащитными сооружениями акустический центр транспортного потока принимают расположенным:

- для двухполосных автомобильных на оси проезжей части на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части;

- для многополосных дорог (в том числе и с разделительной полосой) на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части на оси наиболее удаленной от жилой застройки полосы движения.

3.2 расчетные точки: Точки, назначаемые для оценки соответствия уровней звука транспортного шума от автомобильных дорог в прилегающей застройке требованиям Санитарных норм.

3.3 уровень звука: Уровень звукового давления в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, дБА.

3.4 максимальный уровень звука (, дБА): Наибольшее значение уровня звука за период времени измерения шума. При проведении измерения шума измерительными системами, в которые входят анализаторы статистического распределения, принимаются уровни звука, превышаемые в течение 1% времени измерения.

3.5 эквивалентный уровень звука (, дБА): Уровень звука постоянного, широкополосного шума, оказывающего такое же энергетическое воздействие на человека, как и непостоянный шум за время воздействия (наблюдения) .

3.6 шумовая характеристика транспортного потока (ШХТП): Значения эквивалентного и максимального уровня звука определяют расчетом или измерением при движении транспортного потока в реальных дорожных условиях. ШХТП определяют в точке, расположенной на расстоянии 7,5 м от оси ближней к застройке полосы движения автомобильной дороги на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части (ГОСТ 20444-85).

3.7 акустически мягкое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением менее или равным 80 Нс/м (свежевыпавший снег, неуплотненная грунтовая поверхность, пашня, щебенистая поверхность и т.д.).

3.8 акустически жесткое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением более 80 Нс/м (уплотненный грунт, уплотненный щебень, асфальтобетонное или цементобетонное покрытие и т.д.).

3.9 пассивные мероприятия по снижению шума: Мероприятия, осуществляемые при проектировании дороги и направленные на снижение шума отдельных автомобилей и транспортного потока - применение малошумных покрытий, локальное снижение скорости движения, увеличение расстояния до застройки при проектировании плана, распределение интенсивности движения по улично-дорожной сети.

3.10 активные мероприятия по снижению шума: Мероприятия, направленные на снижение шума на пути его распространения от автомобильных дорог в жилую застройку (шумозащитные экраны, грунтовые валы и т.д.).

3.11 шумозащитное сооружение: Элемент автомобильной дороги, предназначенный для снижения транспортного шума в прилегающей жилой застройке за счет образования за сооружением акустической тени. Шумозащитное сооружение располагают между проезжей частью автомобильных дорог и жилой застройкой.

3.12 отгон длины шумозащитного сооружения: Увеличение длины шумозащитного сооружения за счет дополнительных участков аналогичной конструкции, выходящих за пределы защищаемой от транспортного шума жилой застройки и служащих для предотвращения проникания транспортного шума в застройку.

3.13 отгон высоты шумозащитного сооружения: Изменение высоты шумозащитного сооружения (плавное или ступенчатое) от минимальной (определяется конструктивно или требованиями безопасности движения) до расчетной высоты. Отгон высоты призван обеспечить постепенное изменение шума в салонах проезжающих автомобилей, препятствовать воздействию на автомобили порывов ветра, обеспечить лучшее визуальное восприятие шумозащитного сооружения.

4 Общие положения

4.1 Продолжающийся рост интенсивности движения автомобилей на дорогах и связанное с этим возрастание шумности транспортных потоков приводят к перманентному увеличению шумовой нагрузки на население, проживающее на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам.

Ухудшение условий труда и отдыха при повышенном уровне транспортного шума отрицательно отражается на производительности труда и его качестве, способствует возникновению нервных расстройств и иных нарушений здоровья населения. Поэтому защита населения от транспортного шума носит не только социальный, но и экономический характер.

4.2 Защита от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам, заключается в их функциональном зонировании с учетом допустимых уровней звука в дневной или ночной периоды времени и в применении пассивных и активных мероприятий по снижению транспортного шума.

4.3 Проектирование шумозащитных сооружений на автомобильных дорогах следует проводить при расчетной перспективной интенсивности движения более 3 тыс.авт./сутки или числе жителей населенного пункта, попадающих в зону акустического дискомфорта, более 200 чел.

В остальных случаях в качестве мер по снижению шума транспортных потоков и отдельных автомобилей следует:

- принимать меры по ограничению или запрету движения грузовых автомобилей в пределах населенного пункта в определенное (особенно темное) время суток;

- принимать меры по ограничению скорости движения автомобилей транспортного потока за счет применения технических средств организации дорожного движения;

- устраивать малошумные дорожные покрытия.

4.4 Оценку уровней звука в расчетных точках в прилегающей жилой застройке для существующих автомобильных дорог и по состоянию на настоящее время следует проводить на основе натурных измерений по ГОСТ 31296.2.

При проектировании новых автомобильных дорог или при разработке проекта реконструкции существующих автомобильных дорог оценку ожидаемых уровней звука проводят на основании акустических расчетов.

4.5 Требуемое снижение уровней шума определяют в результате сопоставления измеренных или расчетных уровней звука с требованиями Санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".

4.6 При выборе мероприятий по снижению шума предпочтение следует отдавать пассивным мероприятиям, которые способствуют снижению шума, но не требуют существенных дополнительных капитальных вложений. Они реализуются в процессе проектирования автомобильной дороги и организации движения.

4.7 При выборе конструкций шумозащитных сооружений помимо снижения шума, которое регламентируется санитарными нормами, следует принимать во внимание:

- безопасность дорожного движения;

- удобство монтажа и эксплуатации сооружений;

- удобство эксплуатации дороги;

- эстетические качества сооружений, их гармоничное сочетание с ландшафтом.

Принимаемые решения должны быть экономически обоснованы.

4.8 При разработке проектной документации нового строительства и реконструкции автомобильных дорог вопросы защиты от шума должны быть рассмотрены в следующих разделах:

- в Разделе 5. "Охрана окружающей среды" (пояснительная записка, обоснование природоохранных мероприятий по защите от шума, ведомость строительства запроектированных шумозащитных сооружений, рекультивация земель, объемы работ, чертежи шумозащитных сооружений);

- в подразделе 5.12. Общей пояснительной записки "Природоохранные мероприятия".

5 Санитарное нормирование уровней шума на территориях, непосредственно прилегающих к жилым зданиям и зданиям общественного назначения

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs