Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55176.3.1-2012 (МЭК 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Подвижной состав. Требования и методы испытаний

     5 Метод измерения напряженности поля электромагнитных помех от железнодорожного подвижного состава

5.1 Общие положения

(Эти требования являются дополнительными относительно требований международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ Р.1.5.)

5.1.1 Измерения проводят в соответствии с ГОСТ Р 51318.16.2.3 (пункт 7.2.7 - для испытательных площадок на открытом воздухе), ГОСТ Р 55176.2 и настоящим стандартом.

5.1.2 Измерения напряженности поля электромагнитных помех проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; измерения напряженности поля электромагнитных помех и порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях - в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.



5.2 Условия проведения измерений

5.2.1 Климатические условия

(Эти требования являются дополнительными относительно требований международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 и включены в настоящий стандарт для обеспечения приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ Р 1.5.)

Измерения проводят при отсутствии атмосферных осадков (дождя, снега), при температуре воздуха не менее 5 °С и скорости ветра менее 10 м/с. При наличии на проводах контактной сети изморози и гололедных образований измерения не проводят.


5.2.2 Режимы работы подвижного состава при проведении измерений

5.2.2.1 При проведении измерений все системы, находящиеся на борту подвижного состава и способные создавать электромагнитные помехи, должны быть включены и находиться в исправном состоянии.

5.2.2.2 Локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав испытывают на стоянке и в движении.

На стоянке измерения проводят при включенном вспомогательном электрооборудовании подвижного состава (вспомогательные преобразователи, вентиляторы, компрессоры, генераторы управления, климатические установки, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током. Тяговые преобразователи должны быть подключены к источнику напряжения в режиме холостого хода.

Движение подвижного состава осуществляется в режиме тяги, а также в режиме электрического торможения, если такое торможение предусмотрено конструкцией подвижного состава.

5.2.2.3 Вагоны (пассажирские и грузовые) и специальный несамоходный подвижной состав испытывают на стоянке. Измерения проводят при включенном электрооборудовании (преобразователи, вентиляторы, климатическое оборудование, холодильное оборудование, зарядные агрегаты и другое электрооборудование), работающем с номинальным током.

5.2.2.4 При проведении измерений в режиме движения скорость подвижного состава должна составлять (50±10) км/ч. При прохождении места установки измерительной антенны испытуемый подвижной состав должен ускоряться или замедляться с усилием приблизительно 1/3 максимального тягового (тормозного) усилия в данном диапазоне скоростей.

Примечание - 5.2.2 настоящего стандарта включает текст раздела 4 и пункта 6.3.2 примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008, отредактированный применительно к конкретным типам подвижного состава.

5.3 Требования к измерительным приборам и их размещению

(Подраздел включен в настоящий стандарт дополнительно для соблюдения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и с целью уточнения порядка проведения измерений дополнен описанием типов антенн, которые могут быть использованы при измерениях, с учетом рекомендаций пункта B.2 (приложение B) примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008.)

5.3.1 Измерительные приборы и измерительные антенны должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51318.16.1.1 и ГОСТ Р 51318.16.1.4 соответственно.

Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены, а испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.

Примечание - Измерительные приборы должны обеспечивать режим измерения уровней пиковых и квазипиковых значений помех.


5.3.2 При измерениях могут быть использованы следующие типы антенн:

- от 150 кГц до 30 МГц, измерение магнитного поля , дБ (1 мкА/м) - рамочная антенна по ГОСТ Р 55176.2 (рисунок 3);

- от 30 МГц до 300 МГц, измерение электрического поля , дБ (1 мкВ/м) - биконическая антенна по ГОСТ Р 55176.2 (рисунок 4);

- от 300 МГц до 1,0 ГГц, измерение электрического поля , дБ (1 мкВ/м) - логопериодическая антенна по ГОСТ Р 55176.2 (рисунок 5).

5.3.3 При использовании анализатора спектра в протоколе должны быть указаны скорость развертки и ширина полосы пропускания.

5.3.4 Расстояние от измерительной антенны до оси пути, по которому движется или на котором стоит подвижной состав, составляет (10±0,3) м. При использовании логопериодической антенны это расстояние отсчитывают от геометрического центра антенной решетки. Измерения проводят с одной стороны железнодорожного подвижного состава.

5.3.5 Высота установки антенны относительно уровня головки рельса должна находиться в пределах от 1,0 до 2,0 м для рамочной антенны и от 2,5 до 3,5 м - для биконической и логопериодической антенн.

Рамочную антенну устанавливают в вертикальной плоскости параллельно железнодорожному пути. Биконическую и логопериодическую антенны устанавливают в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расположение биконической антенны и вибраторов логопериодической антенны при измерениях в горизонтальной плоскости должно быть параллельно железнодорожному пути.



5.4 Измерительная площадка

5.4.1 На измерительной площадке не должно быть деревьев, кустарников, строений. Измерительную площадку недопустимо размещать на участках, включающих мосты, тоннели, опоры контактной сети с гибкими и жесткими поперечинами.

5.4.2 Точка измерения должна находиться в середине пролета между опорами контактной сети на стороне пути, противоположной месту размещения опор; на двухпутных участках измерения следует проводить со стороны пути, на котором находится испытуемый подвижной состав.

5.4.3 Длина контактной подвески в обе стороны от точки измерения должна быть не менее 2 км, при этом контактная сеть не должна иметь неоднородностей (нейтральных вставок, секционных изоляторов и т.п.).

5.4.4 В пределах 2 км или секции контактной сети не должны работать другие локомотивы, моторвагонный или специальный самоходный подвижной состав.

Примечание - Если условия по 5.4.3 и 5.4.4 обеспечить невозможно, необходимо регистрировать уровень посторонних помех (фоновый шум) до и после каждого измерения помех от испытуемого подвижного состава.

5.4.5 Допустимый уровень посторонних помех на каждой частоте измерений, определенный при полностью выключенном оборудовании на испытуемом подвижном составе, должен быть не менее чем на 6 дБ ниже норм по 4.1 и 4.2.

Допускается проводить измерения, если уровень посторонних помех превышает допустимый, а суммарный уровень посторонних помех и помех от испытуемого подвижного состава не превышает норм по 4.1 и 4.2.

Примечание - Данный абзац включен в настоящий стандарт дополнительно в целях обеспечения проведения испытаний в условиях повышенного уровня помех в пределах измерительной площадки.


5.5 Испытательные частоты

(Данный подраздел включен дополнительно с учетом рекомендаций B.1 (приложение B) примененного международного стандарта МЭК 62236-3-1:2008 для уточнения порядка проведения измерений.)

При проведении измерений следует исключать частоты, на которых работают радиовещательные станции или другие источники сигналов высоких уровней.

Напряженность поля электромагнитных помех измеряют на следующих частотах в пределах нормируемой полосы частот:

- 0,24; 0,60; 1,00; 2,20; 3,50; 10,00; 22,00 МГц (точность установки частоты ±10%);

- 35,00; 90,00; 180,00 МГц (точность установки частоты ±5 МГц);

- 300,00; 600,00; 900,00 МГц (точность установки частоты ±20 МГц).