Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55231-2012 Системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных двигателей внутреннего сгорания. Общие технические условия

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система автоматического регулирования частоты вращения; САРЧ: Замкнутая система, состоящая из объекта регулирования частоты вращения (двигателя) и регулятора частоты вращения.

3.2 настройка частоты вращения: Частота вращения при заданной нагрузке, настроенная органом задания регулятора или, при наличии дистанционного управления, органом задания дистанционного поста управления.

3.3 номинальная настройка частоты вращения: Настройка частоты вращения, соответствующая номинальной частоте вращения двигателя при заданной нагрузке:

- для двигателей с всережимными регуляторами заданная нагрузка равна номинальной;

- для двигателей с однорежимными регуляторами, предназначенными для привода генераторов переменного тока, заданная нагрузка равна 50% номинальной.

3.4 минимальная настройка частоты вращения: Настройка частоты вращения, соответствующая минимально устойчивой частоте вращения двигателя под нагрузкой, определяемой ограничительной характеристикой.

3.5 максимальная настройка частоты вращения: Настройка частоты вращения, соответствующая максимально допустимой частоте вращения двигателя на холостом ходу.

3.6 диапазон настройки частоты вращения: Интервал частоты вращения двигателя между минимальной и максимальной настройками частоты вращения.

3.7 темп изменения настройки частоты вращения: Скорость изменения настройки частоты вращения в пределах диапазона настройки частоты вращения, выраженная в процентах от номинальной частоты вращения в секунду, и рассчитываемая по следующей формуле

,                                                  (1)


где - частота вращения при работе без нагрузки;

- номинальная частота вращения;

- время изменения настройки.

3.8 характеристика нагрузки: Зависимость момента сопротивления на фланце вала отбора мощности двигателя от частоты вращения, характерная для установки, в состав которой входит двигатель.

3.9 погрешность настройки частоты вращения, % номинальной частоты вращения: Наибольшая разность между фактической и заданной (настроенной) частотой вращения, определенная при работе по заданной характеристике нагрузки (например, винтовой).

3.10 статическая характеристика регулятора: Зависимость между установившимися относительным ходом () исполнительного органа регулятора и относительной частотой вращения (), определяемая при фиксированных настройках частоты вращения во всем диапазоне регулирования (рисунок 1). Начальное (0) и номинальное () положения исполнительного органа регулятора, установленного на двигатель, должны соответствовать режимам холостого хода и номинальной мощности.



1 - минимальная статическая характеристика; 2 - ограничительная характеристика; 3 - максимальная статическая характеристика; 4 - номинальная статическая характеристика; 5 - промежуточная статическая характеристика; 6 - характеристика холостого хода

Рисунок 1 - Статические и ограничительная характеристики всережимного регулятора

3.11 наклон статической характеристики регулятора (статизм), , % номинальной частоты вращения: Перепад относительной частоты вращения по статической характеристике между начальным и номинальным положениями исполнительного органа регулятора, определяемый по формуле

,                                                      (2)


где - частота вращения при 0;

- частота вращения при .

3.12 степень непрямолинейности статической характеристики регулятора , %: Наибольшее отклонение формы статической характеристики регулятора от идеализированной прямолинейной. Измеряется перепадом относительных частот вращения по оси между точками пересечения действительной характеристики и касательной к ней, имеющей тот же средний наклон с осью (см. рисунок 1).

3.13 регуляторная характеристика двигателя: Зависимость между установившимся относительным крутящим моментом () и относительной частотой вращения () во всем диапазоне регулирования при фиксированных настройках частоты вращения (рисунок 2).