Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31846-2012 Специальный подвижной состав. Требования к прочности несущих конструкций и динамическим качествам

Приложение Ж
(рекомендуемое)

     
Правила расчета рессорного подвешивания и поперечных связей

Ж.1 СПС должен быть снабжен системой рессорного подвешивания, обеспечивающей необходимые ходовые качества и прочность конструкции на протяжении установленного срока службы единицы СПС и эксплуатации ее со скоростями вплоть до конструкционной.

В качестве упругих элементов рессорного подвешивания могут быть использованы винтовые пружины, листовые рессоры, неметаллические (полиуретановые, резиновые) детали и их комбинации. Применение только листовых рессор не рекомендуется.

Ж.2 Основными параметрами рессорного подвешивания в вертикальной плоскости является общий статический прогиб , его распределение по ступеням подвешивания и демпфирование.

Ж.3 Характеристики рессорного подвешивания должны исключать возможность не предусмотренных конструкцией соприкасаний и соударений кузова, тележек и колесных пар в вертикальном и в горизонтальном направлениях.

Ж.4 Общий расчетный статический прогиб от статической нагрузки при экипированном состоянии СПС рекомендуется принимать в соответствии с таблицей Ж.1


Таблица Ж.1

Конструкционная скорость, км/ч

Общий расчетный статический прогиб, мм

80

80-90*

90

90-100

100

100-120

110-120

120-140


* Допускается применение трехэлементных тележек. Для увеличения статического прогиба рекомендуется в случаях, когда позволяет нагрузка на рессорные комплекты, изымать до 4 пружин на тележке. Изъятие выполнять, не затрагивая подклиновых пружин и не меняя центра упругости каждой группы пружин.



Статический прогиб в центральной ступени рессорного подвешивания рекомендуется принимать как 70% общего статического прогиба.

При применении во второй ступени рессорного подвешивания неметаллических упругих элементов с небольшим статическим прогибом основная часть статического прогиба может быть сосредоточена в буксовой ступени.

Проектируя рессорное подвешивание, следует избегать совпадения собственных колебаний надрессорного строения и изгибных колебаний главной рамы.

При значении статического прогиба от 130 до 140 мм и при значениях менее 130 мм, но с близко расположенными упругими элементами второй ступени к продольной вертикальной плоскости симметрии, необходимо проверять конструкцию на валкость надрессорного строения по формуле

,                                     (Ж.1)


где - расчетный статический прогиб рессор;

, - поперечные расстояния соответственно между рессорами буксового и центрального подвешивания;

- высота центра тяжести кузова над осью колесной пары;

- отношение прогиба буксового подвешивания к общему прогибу .

Необходимо также проверять надрессорное строение на отсутствие выхода при колебаниях за очертание соответствующего габарита подвижного состава.

Ж.5 При линейной характеристике рессорного подвешивания статический прогиб вычисляют по формуле

,                                                     (Ж.2)


где - статическая нагрузка (брутто) на рессорный комплект или отдельную рессору;

- соответствующая жесткость пружины, рессоры.

Для рессорных комплектов переменной жесткости жесткость берется как тангенс угла с осью абсцисс касательной, проведенной в точке характеристики комплекта (упругого элемента).

Ж.6 Соединение кузова (главной рамы) с тележкой в поперечном горизонтальном направлении СПС с конструкционной скоростью не более 90 км/ч может быть жестким. В этом случае необходимо применить упругие осевые упоры для амортизации горизонтальных сил. Упругим элементом такого упора может быть стальная цилиндрическая пружина или деталь из резины (полиуретана). Жесткость упругого элемента должна быть от 2 до 4 кН/мм, предварительная затяжка - от 7,0 до 14,0 кН в зависимости от осевой нагрузки, упругий ход - от 13 до 15 мм на сторону, свободный ход - от 1 до 2 мм на сторону. Упругие упоры необходимо применять в необходимых случаях, также и на двухосных СПС.