Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности

0 Введение

0.1 Что такое информационная безопасность?

Информация - это актив, который, подобно другим активам организации, имеет ценность и, следовательно, должен быть защищен надлежащим образом, что важно для среды бизнеса, где наблюдается все возрастающая взаимосвязь. Как результат такой все возрастающей взаимосвязи, информация в настоящее время подвергается растущему числу и более широкому спектру угроз и уязвимостей (см. также Руководство ОЭСР) по обеспечению безопасности информационных систем и сетей [16].

_______________

ОЭСР - организация экономического сотрудничества и развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development).


Информация может существовать в различных формах: быть напечатанной или написанной на бумаге, храниться в электронном виде, передаваться по почте или с использованием электронных средств связи, демонстрироваться на пленке или выражена устно. Независимо от формы представления информации, средств ее распространения или хранения, она всегда должна быть адекватно защищена.

Информационная безопасность защищает информацию от широкого диапазона угроз с целью обеспечения уверенности в непрерывности бизнеса, минимизации риска бизнеса, получения максимальной отдачи от инвестиций, а также реализации потенциальных возможностей бизнеса.

Информационная безопасность достигается путем реализации соответствующего комплекса мер и средств контроля и управления, которые могут быть представлены политиками, процессами, процедурами, организационными структурами, а также функциями программных и аппаратных средств. Указанные меры и средства контроля и управления необходимо создавать, реализовывать, подвергать мониторингу, анализировать и улучшать, если необходимо, для обеспечения уверенности в том, что определенная безопасность и определенные цели бизнеса организации достигнуты. Все это необходимо выполнять наряду с другими процессами менеджмента бизнеса.

0.2 Почему необходима информационная безопасность?

Информация и поддерживающие ее процессы, системы и сети являются важными деловыми активами. Определение, достижение, поддержка и улучшение информационной безопасности могут быть существенными аспектами для поддержания конкурентоспособности, денежного оборота, доходности, соблюдения законов и коммерческого имиджа.

Организации, а также их информационные системы и сети сталкиваются с угрозами безопасности из широкого диапазона источников, включая компьютерное мошенничество, шпионаж, саботаж, вандализм, пожар или наводнение. Источники ущерба, например вредоносный код, компьютерное хакерство и атаки типа отказа в обслуживании, становятся более распространенными и все более и более изощренными.

Информационная безопасность важна как для государственного, так и для частного секторов бизнеса, а также для защиты критических инфраструктур. В обоих секторах информационная безопасность действует в качестве фактора, способствующего, например использованию "электронного правительства" или "электронного бизнеса", и чтобы избежать или снизить соответствующие риски. Взаимодействие сетей общего пользования и частных сетей, а также совместное использование информационных ресурсов приводит к увеличению трудностей, связанных с управлением доступом к информации. Тенденция к использованию распределенной обработки данных также ослабляет эффективность централизованного контроля.

При проектировании многих информационных систем проблемы безопасности не учитывались. Уровень безопасности, который может быть достигнут техническими средствами, имеет ряд ограничений и, следовательно, должен поддерживаться надлежащим менеджментом и процессами. Выбор необходимых мер и средств контроля и управления требует тщательного планирования и внимания к деталям. Менеджмент информационной безопасности нуждается, как минимум, в участии всех сотрудников организации. Кроме того, может потребоваться участие акционеров, поставщиков, представителей третьей стороны, клиентов или представителей других внешних сторон. Кроме того, могут потребоваться консультации специалистов сторонних организаций.

0.3 Как определить требования к информационной безопасности

Организация должна определить свои требования к информационной безопасности. Существуют три основных источника требований безопасности.

Один из источников складывается из оценки рисков организации, принимая во внимание общую стратегию и цели бизнеса организации. Посредством оценки рисков идентифицируются угрозы активам организации, оцениваются уязвимости и вероятности возникновения угроз, а также оцениваются возможные последствия.

Вторым источником являются правовые, законодательные, нормативные и договорные требования, которым должны удовлетворять организация, ее торговые партнеры, подрядчики и поставщики услуг, а также их социокультурная среда.

Еще одним источником является определенный набор принципов, целей и требований бизнеса для обработки информации, которые разработала организация для поддержки своей деятельности.

0.4 Оценка рисков безопасности

Требования безопасности определяются с помощью систематической оценки рисков. Расходы на меры и средства контроля и управления должны быть соизмеримы с возможным ущербом бизнесу в результате отказа от обеспечения безопасности.

Результаты оценки рисков помогут в определении конкретных мер и приоритетов в области менеджмента рисков информационной безопасности, а также внедрению мер и средств контроля и управления, выбранных для защиты от этих рисков.

Оценка рисков должна периодически повторяться, чтобы учитывать любые изменения, которые могли бы повлиять на результаты оценки риска.

Более подробную информацию об оценке рисков безопасности можно найти в 4.1 "Оценка рисков безопасности".

0.5 Выбор мер и средств контроля и управления

После того как были определены требования к безопасности и риски безопасности и приняты решения в отношении обработки рисков, следует выбрать и внедрить такие меры и средства контроля и управления, которые обеспечат уверенность в снижении рисков до приемлемого уровня. Меры и средства контроля и управления могут быть выбраны из настоящего документа и других источников, а также могут быть разработаны новые меры и средства контроля и управления, удовлетворяющие специфическим потребностям организации. Выбор мер и средств контроля и управления зависит от решений организации, основанных на критериях принятия рисков, вариантах обработки рисков и общем подходе к менеджменту рисков, применяемом в организации. При этом необходимо также учитывать все соответствующие национальные и международные законы и нормы.

Некоторые меры и средства контроля и управления, приведенные в настоящем документе, рекомендуется рассматривать как руководящие принципы для менеджмента информационной безопасности и применять для большинства организаций. Более подробно такие меры и средства контроля и управления рассматриваются ниже под заголовком "Отправная точка информационной безопасности".

Дополнительную информацию о выборе мер и средств контроля и управления и других вариантах обработки риска можно найти в 4.2 "Обработка рисков безопасности".

0.6 Отправная точка информационной безопасности

Отдельные меры и средства контроля и управления могут рассматриваться как подходящая отправная точка информационной безопасности. Такие меры и средства контроля и управления либо основываются на ключевых требованиях законодательства, либо рассматриваются как общепринятая практика в области информационной безопасности.