Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 55527-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОГРАЖДАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ПОМЕЩЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методы испытаний по определению теплотехнических показателей

Protecting constructions of the railway rolling stock premises. Test methods for determining the thermal technical indicators

ОКС 45.060

ОКП 31 8000

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 591-ст

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст этих изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на ограждающие конструкции помещений железнодорожного подвижного состава и устанавливает методы испытаний по определению среднего коэффициента теплопередачи ограждений помещений и температурного коэффициента герметичности помещений.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 27570.0-87 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ Р 55057, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 влагосодержание воздуха , кг/кг: Масса водяного пара, содержащегося во влажном воздухе, отнесенная к массе его сухой части.

3.2 влажность (абсолютная) воздуха , кг/м: Масса водяного пара, содержащегося в 1 кубическом метре воздуха.

3.3 ограждающие конструкции (ограждения) помещений железнодорожного подвижного состава: Конструкции, отделяющие внутренние помещения железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав) от наружной (по отношению к подвижному составу) среды, а также разделяющие помещения с различными температурными условиями, включая стены, потолок, пол и торцевые части всего кузова или отдельных его частей, а также окна и двери.


Примечания

1 При определении коэффициента теплопередачи ограждений помещений подвижного состава с отдельными тамбурами, т.е. с тамбурами, которые от остальной части внутреннего пространства помещения изолированы теплоограждающими конструкциями, эти конструкции относят к ограждениям помещения, а при расчете площади ограждения учитывается площадь поверхности теплоограждающих конструкций без тамбуров.

2 В случае определения коэффициента теплопередачи ограждений отдельного помещения подвижного состава к ограждениям этого помещения относят те конструкции, которые отделяют его внутреннее пространство от внешней среды с отличающимися (в штатных условиях эксплуатации) значениями температуры воздуха (то есть конструкции, через которые идут потери тепла, как во внутреннюю (в соседние помещения), так и в наружную, по отношению к подвижному составу, среду). Если в штатных условиях эксплуатации в соседних помещениях подвижного состава температурный режим соответствует температурному режиму внутри отдельного помещения, то в испытаниях по определению коэффициента теплопередачи в них обеспечивается та же температура, что и в отдельном помещении, в противном случае, обеспечивается та же температура, что и снаружи подвижного состава.

3.4 коэффициент теплопередачи ограждения помещения средний , Вт/(м·°С): Показатель, характеризующий совокупность теплотехнических свойств ограждений помещения, численно равный среднему количеству теплоты, передаваемому через единицу площади ограждения помещения в единицу времени при разности внутренней и наружной температур воздуха в один градус Цельсия.

3.5 тепловой поток (проходящий через ограждение помещения) , Вт: Количество теплоты, проходящее через ограждение помещения в единицу времени.

3.6 коэффициент герметичности температурный ,1/(ч·°С): Показатель, численно равный количеству инфильтрационного воздуха, поступающего в единицу объема помещения через неплотности его ограждений в единицу времени при разности температур внутреннего и наружного воздуха, равной одному градусу Цельсия.

3.7 установившийся (стабильный) температурный режим: Состояние воздушной среды помещения, при котором средняя внутренняя температура изменяется не более чем на ±0,5 °С в час, при условии поддержания постоянной тепловой мощности нагревателей, установленных внутри помещения.

Примечание - В этот период отсутствует непрерывное изменение средней температуры воздуха в одном направлении (повышение или снижение).

     4 Метод испытаний по определению показателя "средний коэффициент
теплопередачи ограждений помещений"

4.1 Общие положения

4.1.1 Метод определения среднего коэффициента теплопередачи ограждения помещения , Вт/(м·°С) основан на определении теплового потока, передаваемого через единицу площади ограждения под действием теплообмена, вызванного разностью температур воздуха внутри и снаружи помещения.

4.1.2 При определении среднего коэффициента теплопередачи осуществляют:

- определение температур наружного и внутреннего воздуха, °С, после прогрева помещения подвижного состава и установления стабильного температурного режима;

- определение среднего теплового потока , Вт, проходящего через ограждение помещения в период установившегося теплового режима, исходя из расхода тепловой энергии, выделяемой электронагревателями;

- определение площади ограждения , м;

- последующий расчет среднего коэффициента теплопередачи ограждения помещения , Вт/(м·°С) по формуле

.                                                          (1)


4.1.3 Средний тепловой поток (тепловая мощность) определяется по электрической мощности, потребляемой электронагревателями (см. 4.4.3).

4.2 Порядок отбора образцов

4.2.1 Объектом испытаний является подвижной состав, для помещений которого определяют теплотехнические характеристики ограждения.

4.2.2 Отбор образцов для испытаний проводят в соответствии с требованиями, установленными в стандартах и технических условиях на конкретные типы подвижного состава с учетом требований ГОСТ Р 15.201, ГОСТ 15.309.

4.2.3 Отбор образцов оформляют документально. Выполнение установленных требований к отбору подтверждается актом отбора образцов. Содержание акта отбора для проведения сертификационных испытаний, должно соответствовать требованиям технических регламентов [2] (статья 6, пункт 32) и [3] (статья 6, пункт 35).

4.2.4 Объект испытаний, включая стыки и другие виды соединений ограждающих конструкций, должен быть выполнен в полном соответствии с техническими условиями, утвержденными рабочими чертежами и технологическим процессом, что подтверждается актом организации-изготовителя о готовности объекта к испытаниям.

4.3 Общие требования, предъявляемые к условиям и проведению испытаний

4.3.1 Общий порядок проведения приемочных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 15.201, сертификационных испытаний по техническим регламентам [2] (статья 6) и [3] (статья 6), периодических по ГОСТ 15.309.

4.3.2 Подвижной состав (объект испытаний) неподвижно устанавливают в закрытом помещении. Влияние солнечных лучей на подвижной состав в период измерений должно быть исключено.

4.3.3 Значения температуры наружного воздуха* (15±5) °С. Температура наружного воздуха за весь период испытаний не должна изменяться более чем на ±2 °С. В установившемся режиме, в течение часа измерений, принимаемых в расчет, температура не должна изменяться более чем на ±0,5 °С. Скорость движения воздуха в этот период не более 3 м/с.

________________

* Температура воздуха за пределами нагреваемого помещения (4.3.5), для ограждений которого определяются теплотехнические характеристики, является наружной температурой.

4.3.4 В процессе испытаний осуществляется нагрев воздуха в помещении подвижного состава. По состоянию внутренней среды помещения процесс нагрева разделяется на два этапа:

- прогрев воздуха до достижения (установления) стабильного температурного режима, включая двухчасовой период подтверждения реализации условия стабильности (подготовительный этап);

- поддержание в помещении подвижного состава стабильного температурного режима (основной этап испытаний по определению среднего коэффициента теплопередачи).

4.3.5 Прогрев помещений (кабина, салон для пассажиров, служебные и бытовые помещения) производят автономными электронагревательными устройствами, которые не должны быть излучающими (или должны иметь экраны инфракрасного излучения). Для обеспечения принудительной конвекции при нагреве воздуха применяют устройства вентиляции. Электронагреватели и вентиляторы или электронагревательные устройства с функцией вентиляции (тепловентиляторы) размещаются таким образом, чтобы поток теплого воздуха не был напрямую направлен на прогрев стенки, а распределение температур по объему помещения было максимально равномерным. Должна поддерживаться постоянная мощность систем нагрева и вентиляции.

4.3.6 Перепад между температурой в помещении (в установившемся режиме) и температурой наружного воздуха (25±5) °С.

4.3.7 Все окна, двери помещения подвижного состава должны быть закрыты, электрооборудование и устройство кондиционирования воздуха выключены. Отверстия для забора воздуха извне и выпуска отводимого воздуха должны быть плотно закрыты (без дополнительной теплоизоляции). Межвагонные проходы без дверей блокируются временной панелью. Панель должна быть теплоизолирована (коэффициент теплопередачи менее 0,5 Вт/(м·°С)), герметизирована и надежно закреплена на подвижном составе.

4.4 Требования к средствам измерений (измерительной аппаратуре), испытательному оборудованию

4.4.1 Применяемые средства измерения должны быть утвержденного типа и поверены.

4.4.2 Измерение температуры воздуха производят термоизмерительной аппаратурой с погрешностью ±0,25 °С. Средства измерения температуры должны обеспечивать возможность одновременного измерения температуры в точках, указанных в 4.5.4.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs