5.1 Судовладелец должен разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СУБ, направленную на достижение следующих целей:
- уменьшение риска влияния человеческого фактора на безопасную эксплуатацию судов;
- улучшение взаимосвязи между береговым персоналом и экипажем судна(ов);
- снижение количества транспортных происшествий, опасных и аварийных ситуаций, несчастных случаев;
- исключение загрязнения окружающей среды с судов.
5.2 Судовладелец должен постоянно улучшать результативность системы управления безопасной эксплуатацией судов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5.3 Судовладелец должен определить и задокументировать ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, в т.ч. членов экипажей судов, осуществляющего управление, выполнение работ и проверки, касающиеся безопасной эксплуатации судов.
5.4 Судовладелец должен определить и обеспечивать береговые подразделения и суда ресурсами, необходимыми для разработки, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления безопасной эксплуатацией судов.
5.5 Судовладелец должен:
а) определить законодательные и другие обязательные требования, распространяющиеся на компетентность персонала организации, с учетом специфики выполняемых им работ;
б) выявлять потребности в обучении и подготовке персонала для компетентного выполнения работ;
в) обеспечить, чтобы весь персонал надлежащим образом понимал соответствующие правила, наставления, кодексы и руководства;
г) обеспечивать осведомленность персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области безопасной эксплуатации судов;
д) определить порядок, обеспечивающий ознакомление нового персонала и персонала, приступившего к выполнению новых обязанностей, связанных с безопасной эксплуатацией судов, с возложенными на него обязанностями;
е) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала;
ж) оценивать результативность принятых мер, касающихся обеспечения компетентности и подготовки персонала.
5.6 Судовладелец должен планировать следующие виды деятельности:
- создание, поддержание в рабочем состоянии и совершенствование системы управления безопасной эксплуатацией судов;
- эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт судов и оборудования;
- проверки и контроль (аудит).
5.7 Результаты планирования должны быть представлены (если отсутствуют специально установленные требования к планированию) в форме, соответствующей практике организации.
5.8 Судовладелец должен определить и планировать основные (ключевые) для безопасности судоходства операции, необходимые процедуры и инструкции, посредством которых обеспечивается безопасная эксплуатация судов.
Примечание - К основным (ключевым) операциям относятся операции на судне, ошибки в выполнении которых могут привести к опасным ситуациям при эксплуатации судна (например, портовые операции, подготовка судна к рейсу, грузовые, пассажирские, навигационные операции и др.).