Статус документа
Статус документа

          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проверке физической инвентаризации ядерных материалов     


УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

     
I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проверке физической инвентаризации ядерных материалов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 (далее - Положение о СГУК ЯМ), Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703, (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 г. N 23845), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрированы Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210), Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006), утвержденной приказом Ростехнадзора от 28 марта 2006 г. N 250.

2. В Методических рекомендациях представлены методы и порядок проверки подготовки, проведения и оформления результатов ФИ ЯМ, указаны пункты Основных правил, требования которых проверяются.

3. Сокращения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в приложении.

II. Проверка подготовки к физической инвентаризации

4. Проверяется, что в организации установлен порядок проведения ФИ ЯМ (пункт 89 Основных правил).

Критерием выполнения является наличие описания порядка проведения ФИ в положении по учету и контролю ЯМ в организации, с указанием особенностей проведения ФИ в различных ЗБМ, если такие особенности имеются.

Например, в описании порядка проведения ФИ может быть указано, что ФИ в ЗБМ активной зоны реактора проводится при технологической остановке реактора на загрузку-выгрузку топлива и проводится пересчетом количества ТВС с идентификацией номера каждой ТВС при загрузке-выгрузке, а также сравнением реального расположения ТВС с картограммой загрузки.

Если организация устанавливает порядок проведения ФИ не в положении по учету и контролю ЯМ в организации, а в других документах (например, в отдельной Инструкции по ФИ или в инструкциях по учету и контролю ЯМ в ЗБМ), то в таком случае следует проверить, что в положении по учету и контролю ЯМ в организации содержится информация (ссылка) на документ, устанавливающий порядок проведения ФИ.

Для порядка проведения ФИ ЯМ проверяется, что они соответствуют требованиям Основных правил (частота проведения ФИ не реже установленной Основными правилами).

5. Проверяется, что для каждой ФИ в организации изданы распорядительные документы руководителя организации или лица им уполномоченного (приказы, распоряжения) о проведении ФИ (пункт 63 Основных правил).

Если распорядительный документ о проведении ФИ утвержден не руководителем организации, то следует проверить, что есть документ организации (приказ, доверенность) о том, что руководитель организации уполномочил данное лицо утверждать приказы о проведении ФИ.

В ходе проверки следует обратить внимание на то, что распорядительные документы о проведении ФИ оформлены на каждую ФИ (плановую и внеплановую) для каждой ЗБМ. В тоже время следует учитывать, что при условии выполнения всех требований к распорядительному документу о проведении ФИ, допускается оформление одного распорядительного документа для проведения ФИ более чем в одной ЗБМ (например, проведение одновременной ФИ в нескольких ЗБМ) или на более чем одну ФИ (например, для двух последовательных ФИ в одной ЗБМ).

6. Проверяется, что распорядительные документы (приказы, распоряжения) о проведении ФИ ЯМ в ЗБМ определяют (пункт 63 Основных правил):

состав инвентаризационной(ых) комиссии(ий);

сроки подготовки и проведения ФИ;

время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период ФИ без разрешения председателя инвентаризационной комиссии;

сроки представления отчетных документов по результатам ФИ.

Для распорядительного документа по определению состава комиссии (или комиссий, если назначаются несколько комиссий по одной ФИ или если приказ выпускается более чем для одной ФИ) следует проверить, что комиссия определена персонально (указаны фамилии, инициалы), при этом в состав каждой комиссии входят не менее трех человек. Следует учесть, что допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции ЦИК и РИК (пункт 64 Основных правил). При этом проверяется, что в состав ЦИК (или единой комиссии, если она объединяет функции ЦИК и РИК) включен главный инженер организации или заместитель руководителя организации (в качестве председателя комиссии), главный бухгалтер или его заместитель, представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации.

В ходе проверки сроков подготовки и проведения ФИ следует обратить внимание, что в распорядительном документе указаны или сроки начала и окончания ФИ (например, "с 9-00 12.02.2012 по 18-00 15.02.2012"), или срок начала и продолжительность ФИ (например, "в течение трех календарных дней, начиная с 15.02.2012").

7. В случае если документы (процедуры) организации по проведению ФИ содержат более детальное описание требований к подготовке ФИ по сравнению с требованиями Основных правил (например, есть требование о том, что в каждую РИК входит представитель службы учета и контроля ЯМ, или требование об отсутствии материально ответственного лица в составе комиссии) или в распорядительном документе по ФИ установлены требования к подготовке ФИ (например, требование о составлении плана подготовки к ФИ, в котором должны быть определены процедуры и сроки подготовки к ФИ измерительного и вспомогательного оборудования, ЯМ и другое), то следует проверить, что эти требования выполняются при подготовке ФИ.

8. Проверяется, что ФИ проводятся в ЗБМ с частотой не реже установленной Основными правилами в соответствии с категорией ЯМ (пункт 61 Основных правил).

При этом следует учитывать, что если в ЗБМ была проведена внеплановая ФИ для всех ЯМ в ЗБМ, то допускается проведение следующей плановой ФИ в соответствии с установленной частотой, считая от даты последней внеплановой ФИ. В этом случае проверяется, что внеплановая ФИ была проведена для всех ЯМ в ЗБМ.

Например, если в ходе проверки установлено, что две последовательные ФИ проведены реже требуемой Основными правилами частоты ФИ для данной категории ЯМ (например, между последней и предпоследней ФИ в ЗБМ прошло 14 месяцев при минимально установленной периодичности 12 месяцев), то данный факт является нарушением.

При проверке следует учитывать, что совместным решением Госкорпорации "Росатом" и Ростехнадзора, или решением Госкорпорации "Росатом", согласованным с Ростехнадзором может быть увеличен МБП (уменьшена частота ФИ) для проверяемой ЗБМ (пункт 62 Основных правил), при этом следует убедиться в наличии такого решения. Наличие запроса о таком решении или наличие решения, утвержденного только одним из соответствующих уполномоченных органов, не является действующим решением и обоснованием для снижения частоты ФИ.

Проверяется, что ФИ проводятся по всем ЗБМ с требуемой частотой даже в случае отсутствия ЯМ в ЗБМ.

Если организация в своих документах по учету и контролю ЯМ установила более высокую частоту проведения ФИ в ЗБМ по сравнению с частотой, установленной Основными правилами, то проверяется выполнение требований к частоте проведения ФИ, установленных организацией.

9. Проверяется, что в случае, если имела место чрезвычайная ситуация (или несанкционированное воздействие) в пунктах (местах) нахождения или хранения ЯМ, то проверяется, что после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (несанкционированного воздействия), а также в других случаях, установленных в документах организации по учету и контролю ЯМ, проводилась внеплановая ФИ в тех ЗБМ, в которых имело место такое событие (пункт 71 Основных правил).

Например, если в ЗБМ при проведении эвакуации в случае срабатывания системы аварийной сигнализации часть ЯМ находилась в работе на рабочих местах, то следует проверить, что для возобновления работ организация провела внеплановую ФИ ЯМ в данной ЗБМ. Если же при эвакуации все ЯМ находились на пунктах хранения в ЗБМ с применением СКД (идентифицируемых устройств одноразового действия, сигнализации, систем видеонаблюдения и других), состояние которых позволяет подтвердить отсутствие несанкционированного доступа на время эвакуации, то при условии документального подтверждения отсутствия несанкционированного доступа к ЯМ во время эвакуации допускается внеплановую ФИ не проводить.

III. Проверка проведения физической инвентаризации

10. Проверяется, что после начала ФИ перемещение ЯМ без разрешения председателя инвентаризационной комиссии не производилось (пункт 63 Основных правил). Для такой проверки рекомендуется использовать отчетные и учетные документы по ЯМ в ЗБМ для проверки наличия или отсутствия записей об изменениях количества ЯМ в ЗБМ в сроки, соответствующие ФИ в данной ЗБМ (например, проверяется журнал учета ЯМ и отчет об изменении количества ЯМ, проверяются записи о поступлениях/отправках, увеличении/уменьшении ЯМ по датам, соответствующим датам ФИ).

Проверяется, что для всех перемещений ЯМ во время ФИ (кроме участков с непрерывной технологией переработки ЯМ) было получено разрешение председателя инвентаризационной комиссии. Например, председатель инвентаризационной комиссии утвердил накладную на перемещение ЯМ во время ФИ, что можно считать разрешением председателя комиссии на перемещение ЯМ во время проведения ФИ или указал в акте инвентаризации, какие перемещения ЯМ во время ФИ были им разрешены.

При этом, во время проверки следует учесть, что в случае, если в данной ЗБМ используется технология непрерывной переработки ЯМ, то перемещение ЯМ (образование новых учетных единиц с ЯМ в результате переработки ЯМ, изменение существующих учетных единиц с ЯМ в результате переработки или получения/отправки ЯМ для обеспечения непрерывной переработки ЯМ) не является нарушением, но только на участках, где такая непрерывная технология переработки используется. Если в ЗБМ входят участки с непрерывной переработкой ЯМ и участки без непрерывной переработки ЯМ (например, лаборатория с ЯМ или хранилище ЯМ), то не должно быть внешних отправок или получения материала из других ЗБМ или организаций во время ФИ. Могут быть произведены получения ЯМ или перемещения ЯМ со склада на участок переработки ЯМ в пределах ЗБМ, если такие получения/перемещения необходимы для обеспечения непрерывности переработки ЯМ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».