Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.042-2014 Рекомендации по определению параметров и назначению категорий дефектов при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах

     5 Общие положения

5.1 Дефектом считают каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации соответствующей нормам и не содержащей ошибок. На этапе строительства дефектом является каждое единичное отступление от проектных решений, не согласованное и не утвержденное в установленном порядке или неисполнение требований норм, а также выполненные элементы, в основе которых лежат неверные проектные решения.

Термин "дефект" связан с терминами "неисправность" и "отказ", но не является их синонимом. Находясь в неисправном состоянии, объект (конструкция, элемент или сооружение в целом) может иметь один или несколько дефектов. Дефект может отражать состояние отказа - события, характеризующегося потерей способности выполнять требуемые функции, или состояние, отличное от отказа. Отказ объекта может произойти при появлении в нем одного или нескольких дефектов только в том случае, когда вышедший за установленный предел параметр технического состояния является определяющим работоспособность данного объекта.

5.2 Дефекты могут являться последствием проектных ошибок (проектные дефекты), появиться на стадии изготовления, строительства (строительные дефекты) или в период эксплуатации (эксплуатационные дефекты). Дефект изготовления или строительства означает несоответствие значения параметра технического состояния объекта требованиям на изготовление, строительство, вызываемое нарушением технологии, ее недостатками и другими причинами в период строительства или выполнения ремонтных работ. Дефект, приобретенный при эксплуатации, - это зафиксированное при контроле технического состояния накопленное повреждение с выходом фактического значения параметра технического состояния объекта за установленные предельно допустимые значения. Различают также деградационные дефекты, возникшие при эксплуатации по причинам, связанным с естественными процессами старения, физическим износом, усталостью, негативным воздействием внешней среды, а также в результате морального износа.

5.3 Классификационную группу, отражающую значимость данного дефекта по комплексному риску, влиянию на основные свойства и показатели технического состояния, а также отражающую качественную оценку предполагаемого ущерба от данного дефекта называют категорией дефекта.

5.4 В большинстве случаев дефектами в общем виде являются:

- различные проектные дефекты, а также конструктивные дефекты, вызванные моральным износом сооружения и др.;

- недостаточность отверстия моста и возвышения конструкций для пропуска водотока, наледи;

- несоответствие габаритов приближения конструкций, подмостовых габаритов, габаритов проезжей и прохожей части нормам, проекту, перспективам развития автодороги;

- несоответствие геометрических размеров, геометрической формы конструкции, положения в пространстве, взаимного расположения конструкций элементов и деталей нормам и проектным требованиям;

- несоответствие уклонов поверхностей нормам и проектным требованиям;

- наличие различных неровностей на поверхности элементов, не допускаемых нормами и проектными требованиями;

- несоответствие примененных материалов, их характеристик нормам и проектным требованиям;

- отсутствие элементов и деталей, а также их крепления, предусмотренных нормами и проектом;

- несоответствие типов и различных характеристик конструкций, элементов нормам и проектным требованиям (недостаточная энергоемкость, водонепроницаемость, шероховатость, адгезия и др.);

- различные виды дефектов строительства, вызванные некачественным исполнением строительных работ (технологические трещины, раковины, включения, пустоты, незаделанные отверстия, некачественное омоноличивание и др.);

- недостаточная жесткость конструкций и отдельных элементов;

- несоответствие динамических характеристик нормам и проектным требованиям;

- общие деформации сооружения, конструкций, превышающие допустимые (прогибы, крены, выгибы, перекосы, разломы и др.);

- местные деформации отдельных элементов и деталей (сдвиги, выпучивания, искривления и др.);

- загрязнение, обводнение, снегозанесенность конструкций, наличие "граффити" и посторонних предметов на сооружении;

- различные виды расстройства соединений и прикреплений элементов конструкций;

- разрушение, излом, потеря устойчивости, обрыв, обрушение элементов, деталей;

- различные виды дефектов, вызванные деградационными процессами, механическим и химическим воздействием в период эксплуатации (силовые, усталостные трещины, сколы, выколы, расслоения, коррозия, коррозионное распучивание, протечки, выщелачивание, карбонизация бетона, повышенное содержание хлоридов в бетоне, гниение древесины, повреждение антикоррозийного покрытия, размывы, просадки и др.);

- неисправности различных обустройств и механизмов (водоотводных, антисейсмических, защитных, электроосветительных, смотровых, контрольно-габаритных, сигнализационных, разводных и др.);

- дефекты дорожной разметки и дорожных знаков, относящихся к мостовому сооружению.

5.5 Дефекты при обследовании записывают в произвольной форме либо в заранее заготовленных бланках.

При выявлении дефектов записывают название дефектов, места их локализации и необходимые параметры.

В полевых записях, при необходимости, указывают возможную причину возникновения выявленного дефекта, степень влияния (категорию) дефекта, на безопасность, долговечность, грузоподъемность, способы устранения дефекта и др.