Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.042-2014 Рекомендации по определению параметров и назначению категорий дефектов при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах

     6 Рекомендации по определению параметров и назначению категорий дефектов

6.1 Классификацию имеющихся дефектов выполняют с учетом ОДМ 218.4.001-2008 [6], ОДН 218.017-2003 [8], ОДМ 218.4.002-2009 [9] и рекомендаций настоящего документа в объеме, достаточном для оценки технического состояния согласно ОДМ 218.3.014-2011 [10].

6.2 При классификации для описания дефектов используют следующие основные характеристики и параметры:

- название дефекта;

- локализация расположения дефекта на конструкции;

- определяющие параметры степени развития дефекта;

- дополняющие параметры степени развития дефекта;

- категория дефекта по безопасности;

- категория дефекта по долговечности;

- категория дефекта по грузоподъемности;

- категория дефекта по ремонтопригодности;

- пояснения и другая необходимая информация о дефекте.

6.3 Название дефекта отражает вид дефекта и, при необходимости, конкретизирует его уточняющие признаки в привязке к конкретной конструкции (элементу конструкции). Формирование наименований дефектов в произвольной форме не допускается. При выборе наименования дефектов следует использовать только названия, имеющиеся в каталоге дефектов. При необходимости, уточняющую, конкретизирующую или дополняющую наименование дефекта информацию следует помещать в отдельно в ячейку, предназначенную для дополнительной информации.

6.4 Локализацию возможного расположения дефекта на конструкции дают с учетом перечня конструкций мостовых сооружений приведенного в приложении Б и реализованного в АИС (АБДМ). Описание места расположения дефекта в конструкции или на элементе дополняют и уточняют в произвольной форме.

6.5 Определяющие параметры дефектов следует выбирать из списков, имеющихся в каталоге дефектов, в зависимости от конкретной ситуации. Определяющие параметры дефектов могут быть как количественные, так и качественные, например размер, зона распространения, степень развития, степень несоответствия нормативным требованиям, степень влияния на различные свойства и показатели.

6.6 Дополняющие параметры степени развития дефекта носят уточняющий характер. В зависимости от вида дефекта и конкретной ситуации эти параметры могут содержать любую нужную информацию и уточнять количественное проявление дефекта, размер дефекта, зону распространения дефекта, направление развития дефекта и др. Дополняющие параметры могут быть как качественные, так и количественные. Дополняющие параметры дефектов не являются обязательными, их дают при необходимости в произвольной форме. Рекомендуемые обозначения дополняющих параметров даны в приложении Г.

6.7 При классификации дефектов и оценке технического состояния мостовое сооружение рассматривают как сложный технический объект, состоящий из нескольких систем (конструкций), каждая из которых представляет собой совокупность элементов, конструктивно и (или) функционально объединенных для выполнения некоторых требуемых функций.

Конструкции мостового сооружения разделяют на основные конструкции и неосновные.

К основным конструкциям мостового сооружения относят мостовое полотно, пролетные строения, опорные части, опоры с их фундаментной частью и сопряжения мостового сооружения с подходами. При этом пролетные строения, опорные части, опоры являются основными несущими конструкциями, воспринимающими усилия от постоянных и временных нагрузок.

6.8 Большинство элементов основных конструкций относятся к базовой группе, наличие дефектов в которых определяет базовый уровень параметра дефектности по долговечности для сооружения в целом согласно ОДМ 218.3.14-2011 [7]*. Однако среди элементов основных конструкций имеются элементы, наличие дефектов в которых не может определять базовый уровень параметра дефектности по долговечности для сооружения в целом. К таким элементам, относятся, например, ограждения безопасности, покрытие проезжей части из состава элементов мостового полотна, или водосливная призма подферменной площадки или ригеля опоры. В приложении Б конструктивные элементы основных конструкций, наличие дефектов в которых не может определять базовый уровень параметра дефектности по долговечности для сооружения в целом, выделены курсивом.

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ОДМ 218.3.014-2011 [10], здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6.9 К неосновным (вспомогательным) конструкциям мостового сооружения относят конструкции системы водоотвода, эксплуатационные обустройства, устройства для прокладки коммуникаций, защитные системы - регуляционные сооружения, ледорезы, укрепления, антисейсмические обустройства, очистные сооружения и прочие системы согласно ОДМ 218.3.14-2011 [7] и приложению Б.

6.10 Степень влияния на безопасность (безопасность эксплуатации), безотказность (грузоподъемность) и долговечность указывают категорией дефекта.

В мостовых сооружениях следует различать пять категорий дефектов по безопасности и долговечности в соответствии с ОДМ 218.4.001-2008 [6]: несущественные (категория 0), малозначительные (категория 1), значительные (категория 2), опасные (категория 3) и критические дефекты (категория 4).

6.11 Несущественные и малозначительные дефекты не препятствуют нормальной эксплуатации мостового сооружения и не приводят к неисправному состоянию. При этом несущественные дефекты не подлежат обязательному устранению.

6.12 При наличии значительных и опасных дефектов в основных конструкциях существенно ухудшаются эксплуатационные характеристики сооружения и долговечность конструкций и элементов и сооружение, как правило, имеет неисправное состояние. Наличие опасных дефектов в основных конструкциях может приводить к непригодному для нормальной эксплуатации и предаварийному состоянию объекта.

6.13 При наличии критического дефекта, конструкция функционально непригодна для использования по назначению. Дальнейшая эксплуатация сооружения без устранения критических дефектов в основных конструкциях может привести к критическому отказу в мостовом сооружении, повлечь потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности конструкции, его части, или конструктивного элемента.

Критическими дефектами на стадии выполнения строительно-монтажных работ называют дефекты, при наличии которых сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, и дальнейшее ведение работ по условиям прочности и устойчивости небезопасно, либо может повлечь снижение указанных характеристик в процессе эксплуатации. Критический дефект подлежит безусловному устранению до начала последующих работ или с приостановкой начатых работ.