Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 62198-2015 Проектный менеджмент. Руководство по применению менеджмента риска при проектировании (Переиздание)

     4 Менеджмент риска при проектировании

Каждый проект включает неопределенность, которая может повлечь за собой риск. Такой риск может быть непосредственно связан с целями проекта (например, риск не закончить проект вовремя или в рамках выделенного финансирования) или с требованиями активов, продукции или услуг, которые создает этот проект (например, для продукции риск снижения безопасности, надежности, экологической устойчивости).

Последствия, возникающие вследствие наличия неопределенности проекта, могут принести организации не только ущерб, но и пользу. Таким образом, менеджмент риска проекта направлен не только на предотвращение или сокращение проблем, но и на идентификацию и освоение новых возможностей. Принятие во внимание риска способствует принятию более эффективных проектных решений, улучшению результатов выполнения проекта и увеличению ценности для заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт могут применять как частные лица, так и организации, заинтересованные в выполнении какого-либо этапа проекта или проекта в целом. Для получения максимальной выгоды действия менеджмента риска проекта следует начинать с самого раннего этапа выполнения проекта и продолжать в дальнейшем. Однако менеджмент риска проекта можно успешно провести на любой стадии жизненного цикла проекта при условии проведения соответствующих подготовительных работ. Процесс может быть использован для крупных или небольших проектов и отдельных стадий проекта. Он также может быть применен к отдельным задачам проекта и к наборам взаимосвязанных проектов и программ.

Стадии проекта и их особенности приведены в таблице 1.

На каждом этапе проекта существует кульминационный момент (иногда называемый "ключевым"), на котором утверждение руководителя проекта означает дальнейшее развитие проекта и перехода его на следующую стадию.

Информация о рисках и менеджменте риска составляет важную часть информации, представляемой руководителю проекта для обоснования его решений. Информация о риске и средствах управления на каждом этапе должна быть передана группе, управляющей следующим этапом.

У всех руководителей и менеджеров организации, вовлеченных в проект, существуют свои функции в области менеджмента риска, связанные с принимаемыми решениями (см. рисунок 1). Настоящий стандарт предназначен для использования:

а) директорами и менеджерами проекта, работающими в организации, являющейся собственником проекта или уполномоченной для выполнения проекта, или являющейся будущим собственником или менеджером активов проекта, продукции или услуг, создаваемых проектом;


Таблица 1 - Стадии проекта

Стадия жизнен-
ного цикла

Стадия 1

Стадия 2

Стадия 3

Стадия 4

Стадия 5

Стадия 6

Наимено-
вание стадии

Концепция и определение

Предвари-
тельное технико-
экономическое обоснование

Проектиро-
вание и разработка

Инсталляция и ввод.
Выпуск, внедрение и введение в действие проекта

Эксплуатация и техническое обслуживание

Завершение и распоряжение

Цель

Определение выполнения возможностей проекта: польза проекта и его соответствие бизнес-
стратегии организации

Выбор вариантов: идентификации и анализа вариантов разработки проекта и выбор предпочти-
тельного варианта

Определение проекта: определение окончательной области применения и деталей выбранного варианта проекта

Выпуск проекта: производство рабочих активов или услуг, в соответствии с согласованной областью применения

Реализация выгод проекта: анализ результатов проекта по обеспечению функциони-
рования

Завершение: обеспечение безопасного и приемлемого завершения проекта

Фокус менедж-
мент риска

Стратегичес-
кие угрозы и возможности проекта

Выбор вариантов на основе анализа риска

Стратегия проектиро-
вания и поставок

Выполнение, испытания и передача проекта

Эксплуатация и техническое обслуживание

Распоряжение и модернизация

b) членами группы проектирования, ответственными за важные участки проекта, мероприятия или комплексы работ;

c) владельцами или спонсорами проекта, ответственными за соблюдение бизнес-интересов финансирующей организации, а также за получение ожидаемых результатов и прибыли от реализации проекта;

d) руководителями, утверждающими результаты выполненных работ по проекту в каждой ключевой точке, и расходы, связанные со следующим этапом проекта;

e) экспертами, обеспечивающими руководителям уверенность в том, что информация, на основании которой они принимают официальные решения, является полной, точной и достоверной;

f) директорами и менеджерами проекта, являющимися представителями подрядной организации, субподрядчика или поставщика, которые назначают цену и осуществляют частичные или полные поставки для выполнения проекта и связанных с ним активов, продукции или услуг;

g) финансистами и страховщиками, финансирующими и поддерживающими проект;

h) проверяющими, связанными с проектом действий или активов, продукции или услуг, создаваемых проектом;

i) другими заинтересованными лицами, включая субподрядчиков, поставщиков и сторонами, заинтересованными в проекте и его результатах, а также пользователями или получателями выгод от активов, продукции или услуг, создаваемых проектом.


Рисунок 1 - Основные заинтересованные участники проекта