Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

     5 Особые случаи инженерно-гидрологических изысканий мостовых переходов

5.1 В особых случаях проектирования мостовых переходов при инженерно-гидрологических изысканиях, помимо работ, перечисленных в разделе 4, выполняют также изыскательские работы по разработанному в каждом конкретном случае специальному заданию.

5.2 Взаимодействующие мостовые переходы могут быть в том случае, когда работа проектируемого мостового перехода ожидается в условиях взаимодействия с другими мостовыми переходами, расположенными выше или ниже проектируемого. Влияние мостовых переходов друг на друга, даже при значительном (в пределах нескольких ширин разлива) удалении друг от друга, столь велико, что не учитывать их взаимодействие недопустимо.

5.3 Проектируемые мостовые переходы, располагаемые выше существующих, попадают в условия эксплуатации существенно более худшие, чем переходы, работающие в свободных условиях: значительно увеличиваются все характерные подпоры (общий, начальный, полный, подмостовой и у насыпи); заметно возрастают общие размывы. На низовых мостовых переходах на больших реках резко ухудшаются условия судоходства.

5.4 При инженерно-гидрологических изысканиях в случае взаимодействующих мостовых переходов особое внимание уделяют обследованию существующих мостовых переходов, изучению и учету опыта их работы с последующей проверкой особенностей их работы в условиях взаимодействия. Русловыми съемками охватывают, как правило, весь участок русла в пределах длины их ожидаемого взаимодействия с добавлением по 1,5 ширины разлива вверх и вниз от крайних мостовых переходов.

5.5 Мостовые переходы в нижних бьефах плотин также работают в условиях существенно более сложных, чем свободные мостовые переходы. Мостовые переходы, проектируемые ниже капитальных плотин, со временем попадают в пределы распространяющейся вниз по течению зоны общего размыва в нижнем бьефе плотины. При этом собственные деформации русла и свободной поверхности потока накладываются на соответствующие деформации, свойственные нижнему бьефу плотины, что должно учитываться при фундировании опор проектируемого моста и проектировании подходов.

На судоходных реках учитывают также закономерное снижение уровней воды в нижнем бьефе капитальной плотины, изменение уклонов реки и ухудшение условий судоходства.

Некапитальные плотины в период изысканий тщательно обследуют на предмет из возможного прорыва с катастрофическими последствиями для низовых мостовых переходов, населенных пунктов и других объектов.

5.6 Мостовые переходы в условиях постоянного или временного подпора от нижерасположенных плотин, материнской реки, сгонно-нагонных явлений, ледовых заторов и зажоров и т.д. попадают в условия эксплуатации существенно более худшие, чем в свободных условиях. Значительно увеличиваются общие размывы под проектируемыми мостами в связи с неблагоприятным изменением бытового распределения общего расхода между руслом и поймами. При подпоре ухудшаются условия работы насыпей подходов и насыпей регуляционных сооружений, значительно осложняется ледовая обстановка, возникают опасные волновые процессы. Все это должно находить отражение в программе инженерно-гидрологических изысканий.

5.7 Мостовые переходы в условиях регрессивной эрозии (попятного размыва) подвержены негативным воздействиям в связи с искусственным или естественным понижением базиса эрозии в нижнем бьефе. Например, в результате смыва блуждающей рекой части конуса выноса притока или, что чаще, в результате хозяйственной деятельности человека (вследствие устройства русловых карьеров с большими и систематическими объемами добычи руслового аллювия).

Необратимыми понижениями отметок дна охватываются многокилометровые участки русла, с возможными катастрофическими последствиями для существования мостов и других гидротехнических сооружений на реках.

В ходе инженерно-гидрологических изысканий уделяют особое внимание выявлению причин регрессивной эрозии и прогнозу ее ожидаемых последствий.

5.8 Мостовые переходы с групповыми отверстиями проектируют, предусматривая помимо основного моста в главном русле реки один или несколько дополнительных мостов на поймах.

Многочисленные повреждения и разрушения дополнительных пойменных мостов связаны с ошибками прогноза распределения расчетного общего расхода между групповыми отверстиями и требуют особого внимания к качеству и объему инженерно-гидрологических изысканий.

Особое внимание должно уделяться правильности определения бытового распределения расчетного расхода между главным руслом и остальными элементами речной долины на ширине паводкового потока.

При изысканиях мостовых переходов с групповыми отверстиями морфометрические работы должны быть дополнены в паводочный период гидрометрическими.

5.9 Мостовые переходы с переливаемыми подходами устраивают, предусматривая пропуск части общего расчетного расхода через переливаемые укрепленные насыпи подходов. При этом перед изыскателями ставят те же задачи, что и при мостовых переходах с групповыми отверстиями, с той лишь разницей, что здесь уже, в случае ошибки прогноза распределения расчетного расхода между сооружениями, подвержен опасности подмыва основной мост в главном русле реки.

5.10 Мостовые переходы вблизи русловых карьеров. Мостовые переходы, взаимодействующие с русловыми карьерами с большими и систематическими выработками руслового аллювия, подвержены опасности размыва, как при их проектировании выше русловых карьеров в связи с наличием регрессивной эрозии (см. п.5.7), так и, особенно, при расположении мостов ниже карьеров, когда общими опасными понижениями дна, охватываются десятки километров русла.

5.11 При производстве инженерно-гидрологических изысканий в зоне влияния русловых карьеров следует руководствоваться данными, приведенными в приложении Е. При этом необходимо уделять особое внимание антропогенным изменениям гидрологического режима водотока (верховой и низовой размывы, снижение уровней воды, изменение уклонов реки) на многокилометровых участках русла выше и ниже руслового карьера в увязке с объемами ежегодных выработок грунта.

5.12 В результате устройства русловых карьеров и, как следствие, распространения низовой и попятной глубинной эрозии повреждаются и разрушаются мосты, нефтегазопереходы, другие подводные переходы коммуникаций, плотины, дамбы обвалования, регуляционные сооружения.

5.13 Карьеры нерудных строительных материалов (песок, песчано-гравийная смесь) предпочтительно располагать на пойменных участках речных долин ниже створа проектируемого мостового перехода.

Наилучший вариант размещения руслового карьера вблизи мостового перехода - непосредственно ниже зоны растекания потока за мостом, в месте отложения наносов, выносимых из зоны подмостового размыва. При этом глубина разработки карьера не должна превышать максимальную глубину общего размыва под мостом.

5.14 Для учета особенностей инженерно-гидрологических изысканий в районах распространения вечной мерзлоты, оценки наледной опасности и расчета параметров наледей следует руководствоваться указаниями ведомственных строительных норм "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты" (ВСН 84-89 Минтрансстроя СССР) или иными надлежаще обоснованными региональными документами.