Статус документа
Статус документа


РБ-114-16

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии

"Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии"

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 августа 2016 N 367

ВВЕДЕНО в действие с 30 августа 2016 г.


Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии" (РБ-114-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85.

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии.

Настоящее Руководство по безопасности разработано с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе МАГАТЭ, и отечественного опыта регулирования и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.

Выпускается впервые*.

________________     

*) Разработано коллективом авторов при участии Плеханова В.Ш., Самошкина Ю.А, Кулешовой Е.В., Щадилова А.Е. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Корнеева И.И. (АО "Концерн Росэнергоатом")


I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии" (РБ-114-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (зарегистрированы Минюстом России 19 марта 2012 г., регистрационный N 23509).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии (далее - ПОК).

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность в области использования атомной энергии, связанную с выводом из эксплуатации (далее - ВЭ) объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ).

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в разработке и экспертизе ПОК.

II. Рекомендуемое содержание программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии

5. В ПОК рекомендуется определять организационные и технические мероприятия по обеспечению качества, направленные на реализацию установленных критериев и принципов безопасности при ВЭ ОИАЭ.

6. В ПОК рекомендуется привести сведения о политике в области качества эксплуатирующей организации (далее - ЭО) при ВЭ ОИАЭ и описание порядка осуществления ЭО организационной и производственной деятельности, а также деятельности, связанной с управлением персоналом, управлением документацией, контролем проектирования (конструирования), управлением закупками, метрологическим обеспечением, обеспечением качества программных средств и расчетных методик, обеспечением надежности, управлением несоответствиями, проведением аудитов (проверок) с учетом рекомендаций, приведенных в разделе III настоящего Руководства по безопасности.

7. По каждому направлению деятельности, указанному в ПОК, рекомендуется привести ссылки на документы, в которых регламентированы описанные в ПОК процедуры.

8. Разработку, согласование, утверждение и ввод в действие ПОК рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями, установленными к порядку разработки, документального оформления, согласования, утверждения и ввода в действие стандартов ЭО (при их наличии).

III. Рекомендуемое содержание разделов программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии

9. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести сведения о политике в области качества при ВЭ ОИАЭ, устанавливающей:

1) приоритет вопросам обеспечения радиационной, пожарной, промышленной и экологической безопасности при осуществлении деятельности, связанной с ВЭ ОИАЭ;

2) основные цели в области качества и методы их достижения, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству выполнения работ при ВЭ ОИАЭ будут выполнены;

3) обязательства руководства ЭО в области качества, в которых рекомендуется отражать аспекты, связанные с выделением необходимых ресурсов (трудовых, материальных, информационных и финансовых) и контролем их рационального использования, а также формированием и поддержанием культуры безопасности в ЭО.

10. В разделе "Общие положения" рекомендуется привести:

1) цель (назначение) ПОК, связанную с необходимостью определения организационных и технических мероприятий по обеспечению качества при ВЭ ОИАЭ, влияющих на безопасность и обеспечивающих соблюдение требований, установленных в технических регламентах, федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии (далее - ФНП), в проектной и конструкторской документации (далее - ПКД), технологической документации (далее - ТД), эксплуатационной (в том числе ремонтной) документации, общей программе обеспечения качества для ОИАЭ (при ее наличии), договорах (контрактах), стандартах, а также в других нормативных и технических документах (далее - НД);

2) перечень основных документов, в соответствии с которыми разработана ПОК (с указанием, в том числе общей программы обеспечения качества, в рамках требований которой разработана ПОК);

3) сведения о том, что деятельность по обеспечению качества при ВЭ ОИАЭ осуществляется на основе дифференцированного подхода, учитывающего классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с ФНП;

4) информацию о периодичности пересмотра (корректировки) ПОК и внесения в нее необходимых изменений и дополнений в плановом порядке (не реже одного раза в пять лет), а также в следующих случаях:

при изменении требований к безопасности ОИАЭ и (или) к качеству выполнения работ, связанных с ВЭ ОИАЭ, при вводе в действие новых НД или при изменении действующих в ЭО документов;

при изменении организационной структуры ЭО в части, связанной с ВЭ ОИАЭ;

при изменении границ ответственности подразделений ЭО или смене подрядных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ВЭ ОИАЭ;

при изменении проектных решений по ВЭ ОИАЭ (например, при изменении варианта ВЭ ОИАЭ, этапов ВЭ ОИАЭ, других организационно-технических показателей, характеризующих процесс ВЭ ОИАЭ);

по результатам аудитов (проверок) выполнения ПОК;

по предложениям вышестоящих организаций;

по результатам мероприятий по государственному контролю (надзору) органов государственного регулирования безопасности;

5) краткую информацию о системе менеджмента качества или системе менеджмента (далее - СМК), функционирующей в ЭО (в случае если в область ее применения входит деятельность, связанная с ВЭ ОИАЭ), а также сведения о сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям.

11. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:

1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму ЭО;

2) сведения об организационной структуре управления ЭО в части, относящейся к ВЭ ОИАЭ (включая информацию о функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой, реализацией и контролем выполнения ПОК, а также о функциях и взаимодействии подразделений ЭО, обеспечивающих решение задач, связанных с ВЭ ОИАЭ);

3) описание порядка изменения организационной структуры ЭО, предусматривающего планирование и обоснование этих изменений с учетом их возможного влияния на безопасность ОИАЭ и качество выполняемых работ, связанных с ВЭ ОИАЭ, а также описание процедуры оценки результативности организационных изменений после их выполнения;

4) основные сведения (при их наличии) о порядке взаимодействия ЭО с вышестоящими организациями, организациями, привлекаемыми к выполнению конкретных видов деятельности, связанных с ВЭ ОИАЭ, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

12. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется указать цель деятельности по управлению персоналом, связанную с необходимостью контроля и поддержания уровня численности и квалификации персонала, необходимого для обеспечения безопасности ОИАЭ и качества выполняемых работ при ВЭ ОИАЭ, а также выполнения действий, направленных на ослабление последствий возможных аварий на ОИАЭ при его ВЭ.

12.1. В разделе приводят описание порядка управления персоналом, участвующим в выполнении и контроле выполнения работ, связанных с ВЭ ОИАЭ, при его подборе, комплектовании, подготовке, поддержании и повышении квалификации, допуске к самостоятельной работе, который осуществляется в соответствии с действующими процедурами, обеспечивающими:

1) обязательное наличие в должностных инструкциях персонала (или в заменяющих их документах ЭО) требований к обязанностям персонала, его квалификации, объемам знаний и навыков;

2) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации на основе анализа объемов и сложности планируемых работ, связанных с ВЭ ОИАЭ;

3) комплектование (подбор) работников в соответствии с установленными квалификационными требованиями и с учетом медицинских и психофизиологических показаний;

4) подбор, подготовку, переподготовку, поддержание и повышение квалификации персонала, его допуск к самостоятельной работе на плановой основе с учетом графиков (программ) работ, связанных с ВЭ ОИАЭ;

5) разработку программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала с учетом его квалификации и опыта, предусматривающих теоретическую и практическую подготовку персонала с использованием технических средств обучения (если это требуется для данной должности);

6) проверку знаний и навыков работы (аттестацию) персонала, выполняющего работы, влияющие на безопасность ОИАЭ, предусматривающую в том числе создание постоянно действующих экзаменационных (аттестационных, квалификационных) комиссий и отстранение лиц, не прошедших проверку знаний (аттестацию), от работ, влияющих на безопасность ОИАЭ, до повторной проверки знаний;

7) анализ и корректировку на систематической основе программ подготовки, переподготовки, поддержания, повышения квалификации и проверки знаний и (или) аттестации персонала, других учебно-методических материалов, технических средств обучения с учетом ввода в действие новых НД и изменений к действующим документам, связанных с безопасностью ОИАЭ или качеством выполняемых работ; изменений в технологии производственных процессов, связанных с ВЭ ОИАЭ; информации об ошибках и нарушениях, допущенных персоналом при выполнении работ; результатов инспекций, аудитов (проверок);

8) допуск к самостоятельной работе работников ЭО, имеющих необходимые знания и навыки, прошедших проверку знаний в соответствии с требованиями должностной инструкции и имеющих разрешения регулирующих органов (при необходимости);

9) допуск на рабочие места командированного и временно привлеченного персонала после проведения инструктажа и под наблюдением лиц, специально назначенных ЭО;

10) ведение учетной документации (записей) по управлению персоналом (включая разработку учебных планов, расписаний учебных занятий, заполнение журналов учета посещаемости занятий, протоколов экзаменационных (аттестационных, квалификационных) комиссий, регистрацию уровня квалификации работников, выдачу удостоверений о квалификации установленного образца, выпуск приказов (распоряжений) руководства соответствующего уровня о допуске персонала к самостоятельной работе).

12.2. В разделе рекомендуется указать, что у работников ЭО, связанных с ВЭ ОИАЭ, формируется и поддерживается культура безопасности путем:

1) установления приоритета безопасности ОИАЭ по отношению к экономическим и производственным целям при принятии любых решений и выполнении любых действий;

2) подбора, профессионального обучения и поддержания квалификации руководителей и персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность ОИАЭ;

3) строгого соблюдения дисциплины при четком распределении полномочий и персональной ответственности руководителей и непосредственных исполнителей;

4) разработки и строгого соблюдения требований ПОК, производственных инструкций и технологических регламентов, их периодического обновления с учетом накопленного опыта;

5) установления руководителями всех уровней атмосферы доверия, которая способствует укреплению позитивного отношения к безопасности;

6) поддержания понимания каждым работником влияния его деятельности на безопасность ОИАЭ и последствий, к которым может привести несоблюдение требований НД, ПОК, производственных и должностных инструкций, технологических регламентов;

7) самоконтроля работниками своей деятельности, влияющей на безопасность ОИАЭ, включая извлечение уроков из допущенных ошибочных действий персонала и принятых им ошибочных решений;

8) поддержания понимания каждым руководителем и работником недопустимости сокрытия ошибок в своей деятельности, необходимости выявления и устранения причин их возникновения, изучения и внедрения передового опыта, в том числе зарубежного;

9) установления такой системы поощрений и взысканий по результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость действий работников и не способствует сокрытию ошибок в их работе.

13. В разделе "Управление документацией" рекомендуется указать цель деятельности по управлению документацией, связанную с необходимостью обеспечения полноты, достоверности, непротиворечивости и обоснованности фонда документов, исключения применения устаревших документов, своевременного внесения всех изменений, обеспечения рабочих мест действующими документами на основе единого порядка обращения с документами при ВЭ ОИАЭ, поддержания необходимых записей.

13.1. В разделе рекомендуется указать, что деятельность по управлению документацией распространяется на все виды используемой нормативной, технической, регламентирующей, методической, организационной, проектной, конструкторской, технологической, исполнительной, отчетной, поставочной документации, включая НД, руководящие документы, документы национальной системы стандартизации, стандарты организаций, технические условия (далее - ТУ), методики, ПОК, процедурные документы по управлению, выполнению и контролю за выполнением работ (в том числе технологические регламенты, рабочие инструкции, программы и методики испытаний), положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы, распоряжения, планы и графики проведения организационно-технических мероприятий, отчеты, акты, чертежи, схемы, расчеты.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».