Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10133-2018 Суда малые. Системы электрические. Установки постоянного тока безопасного напряжения

     4 Общие требования

4.1 Система должна быть либо полностью изолированной двухпроводной системой постоянного тока, либо двухпроводной системой постоянного тока с отрицательным заземлением. Системы проводки, устанавливаемые на двигателе, в качестве заземленного проводника могут использовать блок двигателя.

Для систем постоянного тока с отрицательным заземлением основной точкой заземления может быть:

- отрицательная клемма двигателя;

- основная заземляющая шина с достаточной допустимой нагрузкой по току.

Запрещено использовать корпус в качестве токопроводящего проводника.

Системы с несколькими блоками аккумуляторов должны иметь общее отрицательное соединение. Исключение составляют специальные электрические системы, изолированные от системы судна, например электрические движительные системы, которые четко идентифицированы как часть изолированной системы.

4.2 Проводник уравнивания потенциалов (уравнительная шина), если он(а) установлен(а), должен(на) быть соединен(а) с основной точкой заземления судна.

4.3 Все ручные выключатели, элементы управления должны иметь обозначения, объясняющие их назначение, если назначение переключателя не является очевидным или его неправильное использование создаст опасную ситуацию.

4.4 Защитные устройства, такие как выключатели с механизмом свободного расцепления или предохранители, должны быть предусмотрены в источнике питания, например в панели управления (распределительном щите), для прерывания тока перегрузки в проводниках цепи до повреждения изоляции проводников, соединений или клемм системы проводки сверхтоком.

4.5 Выбор, расположение и рабочие характеристики электрических систем должны обеспечивать:

- максимальную непрерывность обслуживания исправных цепей в случае возникновения неисправностей в других цепях посредством выборочной работы различных защитных устройств;

- защиту электрического оборудования и цепей от повреждений перегрузкой по току, обеспечиваемую посредством координации электрических характеристик цепи или аппарата, а также характеристик срабатывания защитных устройств.

4.6 Все оборудование постоянного тока должно функционировать в диапазоне напряжения от 75% до 133% номинального напряжения на клеммах аккумулятора, например для системы:

- 12 В - от 9 до 16 В;

- 24 В - от 18 до 32 В;

- 48 В - от 36 до 64 В.

Примечание - Если цепь включает оборудование, для которого необходимо большее минимальное напряжение, указанное минимальное напряжение необходимо использовать для расчета размера проводника (см. приложение А).

4.7 Длина и площадь поперечного сечения проводников в каждой цепи должны быть такими, чтобы расчетное падение напряжения не превышало 10% номинального напряжения.

Примечание - Расчеты падения напряжения приведены в приложении С.


Цепи, для которых требуется 3%-ное падение напряжения, как правило, включают:

- основные проводники распределительного щита/панели управления;

- навигационные огни;

- трюмные вентиляторы;

- трюмные насосы;

- другое оборудование, необходимое для обеспечения безопасности или в случае падения напряжения в пределах минимума, указанного их производителем.