Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58283-2018 Нефтяная и газовая промышленность. Арктические операции. Учет ледовых нагрузок при проектировании морских платформ

     5 Общие положения

5.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения и правила определения и учета ледовых нагрузок при проектировании морских платформ в ледовых условиях, указания по учету в проекте расчетных ситуаций, связанных с воздействием на платформы как ледяного покрова в целом, так и отдельных ледяных образований, правила построения сочетаний нагрузок, включающих ледовые нагрузки, для выполнения расчета морских платформ по предельным состояниям.

Примечание - В случае необходимости или целесообразности получения для проектируемой морской платформы класса Российского морского регистра судоходства учет ледовых нагрузок следует дополнительно выполнять на основе [2].

5.2 Ледовые нагрузки рассматривают как временные нагрузки - в соответствии с классификацией нагрузок по СП 20.13330.2016. В зависимости от вида расчетной ситуации ледовые нагрузки учитывают при проектировании платформ как длительные, кратковременные и особые.

5.3 При проектировании платформ учитывают все значимые расчетные ситуации, в которых предполагается воздействие ледяного покрова на платформу, принимая во внимание положения ГОСТ Р 54483. К значимым относят все расчетные ситуации, при которых характер и/или интенсивность воздействия ледяного покрова потенциально способны оказывать влияние на уровень надежности и безопасности проектируемой платформы.

5.4 В зависимости от ответной реакции платформы на воздействие ледяного покрова ледовые нагрузки подразделяют на следующие:

- статические, при действии которых допускается не учитывать динамические эффекты: ускорения корпуса морской платформы в целом и ее отдельных конструктивных элементов, а также силы инерции в них;

- динамические, вызывающие заметные ускорения строительных объектов или их отдельных конструктивных элементов и силы инерции в них.

5.5 Тип ледовой нагрузки (статический или динамический) для каждой учитываемой расчетной ситуации должен устанавливаться в зависимости от конструктивных особенностей проектируемой платформы: способа удержания на точке, жесткости опорной части платформы в целом и ее отдельных структурных элементов, прочностных характеристик корпуса морской платформы, типа фундамента или якорной системы удержания, свойств морского грунта в точке установки, а также других параметров (см. приложение Г).

5.6 Для каждой учитываемой расчетной ситуации определяют глобальную (общую) и локальную (местную) ледовые нагрузки. При этом значение глобальной нагрузки используется для проверки критериев проектирования, применяемых к корпусу платформы в целом или к системе удержания (позиционирования), а значение локальной нагрузки - для проверки критериев проектирования, применяемых к ее отдельным конструктивным элементам.

5.7 При определении ледовых нагрузок для каждой учитываемой расчетной ситуации используют такую расчетную схему сооружения и приложения нагрузки, которая позволяет с наибольшей достоверностью учитывать характер взаимодействия проектируемой платформы с ледяным покровом.

5.8 В соответствии с методом проектирования по предельным состояниям расчеты ледостойкой платформы выполняют на все расчетные сочетания нагрузок, включающие ледовую нагрузку того или иного вида, которые устанавливаются из анализа реальных вариантов одновременного действия различных нагрузок для каждой из учитываемых расчетных ситуаций. При этом для расчетных сочетаний, в которые входит расчетное значение ледовой нагрузки того или иного вида, учитывают возможность разных схем приложения сопутствующих временных нагрузок или отсутствие некоторых из них.

Примечание - Следует учитывать, что одной расчетной ситуации может отвечать несколько различных расчетных сочетаний нагрузок. В частности, это обусловлено тем, что в общем случае схема взаимодействия конкретного ледяного образования с преградой не является однозначно определенной, и поэтому в расчетах следует учитывать все потенциально возможные механизмы разрушения льда.

5.9 Основной характеристикой ледовой нагрузки является ее нормативное значение, которое определяется на основе вероятностного подхода с учетом инженерного опыта и результатов статистической обработки данных наблюдений за нагрузками.