Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58339-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Техника авиационная гражданская

БЮЛЛЕТЕНИ

Общие требования

Civil aircraft. Bulletins. General requirements

ОКС 01.040.01

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Публичным акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО "ОАК") и Акционерным обществом "Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова" (АО "ЛИИ им.М.М.Громова")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2018 г. N 1194-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Бюллетени выпускают для доведения до лиц, использующих изделия техники, информации об изменениях конструкции и о технологических указаниях по внесению этих изменений в конструкцию изделий на стадии эксплуатации.

Гражданская авиационная техника имеет специфику, связанную с требованиями международного и национального воздушного законодательства. Россия, как и другие государства, в которых создается и эксплуатируется данная авиационная техника, имеет обязательства по Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.) в отношении утверждения изменений конструкции воздушных судов и их составных частей (см. руководство [1]*). Организации - разработчики авиационной техники имеют обязательства в части поддержания летной годности типовой конструкции перед государством, в котором они осуществляют свою деятельность (государством разработчика), а организации - эксплуатанты воздушных судов - обязательства в части поддержания летной годности своих воздушных судов перед государствами, где эти воздушные суда зарегистрированы (государствами регистрации). Если организация - изготовитель воздушного судна не входит в состав организации - разработчика типовой конструкции воздушного судна, то у нее возникают обязательства перед государством, в котором изготавливается воздушное судно (государство-изготовитель).

________________

* Поз. [1], [2] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

После утверждения изменений конструкции разработчиком (по второстепенным изменениям) или уполномоченным органом государства разработчика (по главным изменениям) для реализации этих изменений на уже эксплуатируемых воздушных судах сведения об изменениях доводятся до эксплуатантов воздушных судов посредством бюллетеней. Эксплуатанты анализируют полученные бюллетени и организуют их выполнение в порядке, установленном государством регистрации воздушных судов данного эксплуатанта.

Рассмотренные особенности бюллетеней для гражданской авиационной техники отражены в настоящем стандарте. Стандарт учитывает требования воздушного законодательства Российской Федерации, положения международной спецификации Европейской ассоциации оборонных и аэрокосмических отраслей промышленности (ASD) S1000D [2] и дополняет требования стандартов Единой системы конструкторской документации: ГОСТ 2.503-2013, 2.601-2013, 2.603-68, а также ГОСТ 18675-2012.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на гражданскую авиационную технику (далее - авиационная техника), находящуюся на стадии эксплуатации, и устанавливает общие требования в области разработки и выпуска бюллетеней, их содержания и выполнения предусмотренных ими работ.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.503 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 25866 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ Р 58056 Изделия авиационной техники. Сервисный бюллетень. Модель данных

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 2.503, ГОСТ 2.601, ГОСТ 18675, ГОСТ 25866, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 бюллетень: Документ, содержащий сведения об изменении типовой конструкции авиационной техники с технологическими указаниями по внесению данных изменений в конструкцию конкретных экземпляров воздушных судов.

Примечание - По ГОСТ 2.601 и ГОСТ 18675 бюллетень не является эксплуатационным (ремонтным) документом на авиационную технику. Это технический документ, основанный на уже утвержденном документе об изменении типовой конструкции.

3.1.2 гражданская авиационная техника: Гражданское воздушное судно и его составные части.

3.1.3

комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.

[ГОСТ 3.1109-82, статья 107]

3.1.4 модификация: Изменение типовой конструкции, не являющееся ремонтом.

3.1.5

предмет снабжения: Изделие или его составная часть, материал, вспомогательное оборудование, инструмент, принадлежности, являющиеся предметами самостоятельного заказа и поставки.

[ГОСТ Р 53394-2017, статья 3.46]

3.1.6 разработчик бюллетеня: Лицо, являющееся владельцем подлинников необходимой для выпуска бюллетеня конструкторской документации.

Примечание - Разработчиком бюллетеня может быть разработчик изменяемой типовой конструкции, иное лицо, разработавшее модификацию типовой конструкции, или изготовитель авиационной техники данной конструкции (например, в случае устранения производственных недостатков серийной продукции).

3.1.7 типовая конструкция: Конструкция воздушного судна или его составной части определенного типа, описанная в их конструкторской документации и удостоверенная сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации, либо иным актом об утверждении типовой конструкции, выданным до 1 января 1967 г., устанавливающим соответствие требованиям применимых норм летной годности.

Примечание - Типовую конструкцию определяет ее разработчик для использования в качестве эталона на стадиях производства и эксплуатации (ремонта) серийно выпускаемых экземпляров воздушных судов или их составных частей определенного типа.

3.1.8 уполномоченный орган: Орган исполнительной власти государства, уполномоченный осуществлять от имени государства деятельность, предусмотренную обязательствами данного государства по Чикагской конвенции (1944 г.) в отношении установления и соблюдения стандартов летной годности и охраны окружающей среды для разработанной в данном государстве типовой конструкции воздушного судна и (или) конструкции конкретного экземпляра воздушного судна, занесенного в государственный реестр данного государства.

Примечание - В Российской Федерации эти функции в соответствии с законодательством выполняет Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), которое проводит как сертификацию типовой конструкции гражданской авиационной техники, так и контроль поддержания летной годности всех экземпляров воздушных судов, занесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АД - авиационный двигатель;

АТ - авиационная техника;

ВВ - воздушный винт;

ВС - воздушное судно;

КД - конструкторская документация;

КИ - комплектующее изделие;

РД - ремонтная документация;

СЧ - составная часть;

ТО - техническое обслуживание;

ЭД - эксплуатационная документация.

     4 Общие требования

4.1 Изменения в типовую конструкцию АТ вносят по решению ее разработчика, по требованию уполномоченного органа или по инициативе других заинтересованных лиц.

4.2 Утверждение КД и сопутствующих данных на изменение конструкции АТ, необходимые сертификационные работы и выпуск извещения об изменении следует осуществлять в порядке, установленном ГОСТ 2.503 и воздушным законодательством в области обязательной сертификации АТ.

4.3 Для доведения до заинтересованных эксплуатантов информации о внесенных в типовую конструкцию АТ изменениях и указаниях по выполнению этих изменений на стадии эксплуатации следует выпускать бюллетень в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.4 Допускается доведение до эксплуатантов изменений ЭД (РД) без выпуска бюллетеня, если эти изменения не содержат указаний о модификации конструктивных элементов в составе ВС и (или) обязательной информации о поддержании летной годности ВС согласно 5.11а). Не допускается использование бюллетеня для информирования об изменениях типовой конструкции, которые не прошли процедуру утверждения таких изменений согласно 4.2.

4.5 Срочные изменения конструкции в связи с выявленным небезопасным состоянием ВС, разработанных в Российской Федерации и занесенных в государственный реестр гражданских ВС Российской Федерации, допускается выполнять с использованием документов и данных, указанных в директиве летной годности, предписывающей внесение указанных срочных изменений, с последующим выпуском бюллетеня, необходимость выпуска которого определяется разработчиком срочного изменения типовой конструкции, если иное не указано в директиве летной годности.

     5 Требования к выпуску бюллетеней

5.1 Основанием для выпуска бюллетеня является извещение об изменении типовой конструкции по ГОСТ 2.503, документ об утверждении изменения конструкции АТ либо иное основание по усмотрению разработчика бюллетеня.

5.2 Порядок выпуска бюллетеней, в том числе в электронной форме, должен определить разработчик бюллетеня стандартом своей организации, подготовленным на основе положений настоящего стандарта с учетом рекомендаций [2]. Разработчик бюллетеня несет ответственность в отношении его выпуска и распространения в соответствии с применимым гражданским и воздушным законодательством.

Содержание и структура указанного выше стандарта организации могут соответствовать содержанию и структуре настоящего стандарта, но в нем должны быть подробно описаны взаимодействие и распределение ответственности участников процесса разработки бюллетеня, а также используемые средства и форматы подготовки технических данных и документов.

5.3 Технологию выполнения предусматриваемых бюллетенем работ формируют с учетом условий и ограничений, средств ТО, оснастки и т.п., указанных в утвержденной для рассматриваемой АТ ЭД (РД). Если разработчик бюллетеня сочтет необходимым проверить эту технологию, то он организует отработку и проверку этой технологии в условиях, указанных в проекте бюллетеня. При этом допускается выполнение указанной проверки путем экспертной инженерной оценки. По результатам проверки технологии в нее вносят необходимые уточнения и предварительно оценивают трудоемкость выполнения работ.

5.4 Бюллетень должен содержать вводную часть и следующие обязательные разделы:

- предмет бюллетеня;

- информация для планирования предусмотренных бюллетенем работ;

- перечень и указания по выполнению предусмотренных бюллетенем работ;

- сведения об изделиях и расходных материалах, используемых при выполнении предусмотренных бюллетенем работ.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs