Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34451-2018 Моторвагонный подвижной состав. Методика динамико-прочностных испытаний

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

база тензорезистора: Длина активной части чувствительного элемента, определяемая как размер между внутренними краями поперечных участков чувствительного элемента тензорезистора в направлении его главной оси.

Примечание - Для тензорезисторов с чувствительным элементом круговой формы (кольцевой, спиральной) данный термин не применяется.

[ГОСТ 20420-75, статья 14]

3.2 головной вагон: Вагон, оборудованный кабиной машиниста.

Примечание - Головной вагон может быть моторным или немоторным.

3.3 груженое состояние вагона (состояние брутто): Полностью оборудованный, экипированный и максимально населенный пассажирами вагон с учетом расчетной массы пассажира.

3.4 измерительная группа: Группа датчиков (первичных преобразователей) из числа установленных на объекте испытаний и объединенных в группу для одновременной регистрации динамических процессов, измеряемых с помощью них.

Примечание - Измерительные группы допускается составлять для отдельных видов испытаний (ходовые испытания, статические испытания тележки весом кузова, испытания на соударение и др.) В отдельных видах испытаний измерительные группы составляют для возможности регистрации процессов во всех установленных датчиках при ограниченном числе измерительных каналов измерительных усилителей.

3.5 испытания на соударение: Испытания, в которых объект испытаний соударяется с железнодорожным подвижным составом с приложением силы соударения по оси сцепного устройства.

3.6 конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

3.7 контрольная группа: Группа датчиков (первичных преобразователей) для одновременной регистрации динамических процессов при ходовых испытаниях в порожнем и груженом состояниях вагона, в состав которой входят датчики для определения динамических показателей МВПС и датчики для определения коэффициентов запаса сопротивления усталости из числа тех, в которых получены наибольшие значения напряжений.

Примечание - Понятие контрольная группа применяется только в случае, если число установленных на объекте испытаний датчиков превышает число измерительных каналов измерительных усилителей. В ходовых испытаниях поездкам с контрольной группой предшествуют поездки с измерительными группами, охватывающими все установленные датчики для определения коэффициентов запаса сопротивления усталости несущих конструкций.

3.8 максимальная вертикальная статическая осевая нагрузка : Вертикальная сила, действующая от колесной пары вагона в состоянии брутто на рельсы.

3.9 максимальная загрузка: Загрузка с учетом максимальной населенности.

3.10 максимальная населенность вагона: Число пассажиров в вагоне из расчета количества сидящих пассажиров на всех местах, предназначенных для сидения, включая пассажиров в инвалидных колясках, и стоящих пассажиров на свободной для стояния площади из расчета 7 чел/м в случае отсутствия в технической документации на конкретный вид МВПС ограничения числа пассажиров по количеству мест для сидения.

3.11 мерный груз: Груз с заранее известной массой.

3.12 метод "керосиновой пробы": Метод неразрушающего контроля для обнаружения на объекте стендовых вибрационных испытаний и при работающем стенде усталостных трещин, заключающийся в нанесении на объект испытаний в зоне предполагаемого возникновения трещины смеси керосина с маслом (в соотношении 3:1) и визуального наблюдения за смесью на предмет обнаружения воздушных пузырьков, образовывающихся при циклическом нагружении объекта испытаний на стенде, которые свидетельствуют о наличии усталостной трещины.

Примечание - Смесь керосина с маслом наносят на объект испытаний кисточкой.

3.13 моторный вагон: Вагон, тяговое и тормозное усилие на кузов которого передается посредством механической связи обмоторенной колесной пары с кузовом.

3.14 неголовной вагон: Вагон, не оборудованный кабиной машиниста.

3.15 немоторный вагон: Вагон без тягового привода, на кузов которого тяговое усилие передается только через сцепное устройство.

3.16 непрерывная реализация процесса: Запись процесса, внутри которой отсутствуют разрывы по времени (нет остановок записи).

3.17 несущие конструкции: Конструкции МВПС, воспринимающие эксплуатационные нагрузки.

3.18 несущий элемент: Часть конструкции или деталь, воспринимающая эксплуатационные нагрузки.

3.19 план загрузки: План, представляющий собой схему загрузки вагона мерным грузом для имитации веса (массы) пассажиров.

3.20 площадь, занимаемая стоящими пассажирами: Площадь вагона, принимаемая для расчета населенности вагона стоящими пассажирами.