Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58533-2019 Экологический менеджмент. Руководство по оценке затрат промышленных предприятий на обеспечение экологической безопасности

     3.3 Прочие меры


Если нет возможности однозначно определить затраты по конкретному направлению охраны окружающей среды для рассматриваемого сектора производства продукции (предоставления услуг) в соответствии с вышеуказанной классификацией, то рассматриваемые затраты (мероприятия) относятся к прочим.

3.3.1 Внедрение и поддержание системы экологического менеджмента

Система экологического менеджмента (EMS-система) должна содержать спецификации процессов и конкретные положения, распределяющие ответственность. Ее цель - уменьшить воздействие производственной деятельности предприятия на окружающую среду. Важно оценить затраты на внедрение и поддержание EMS-системы. Данные затраты сложно ассоциировать с конкретным направлением охраны окружающей среды. В EMS-системе все направления охраны окружающей среды должны иметь одинаковый приоритет.

3.3.2 Рекультивация и охрана загрязненных промышленных участков

Рассматриваемые вопросы по реализации мер по охране окружающей среды относятся к ограничению затрат на уменьшение (предотвращение) воздействия производства на окружающую среду. Вместе с тем, производственное предприятие может столкнуться со значительными затратами на устранение уже причиненного экологического ущерба, за который оно несет ответственность. Данный ущерб может не являться прямым следствием работы предприятия. В частности, это может быть связано с необходимостью рекультивации почвы, с охраной загрязненных участков, демонтажом устаревшего оборудования по охране окружающей среды (см. приложение Б).

3.3.3 Экологические меры по обеспечению коммуникаций

Учет экологических аспектов при обеспечении внешних (внутренних) коммуникаций производственного предприятия - важный фактор формирования положительного общественного мнения и сохранения имиджа предприятия. Практические примеры соответствующих мер включают: реализацию внутренних перспективных программ обучения сотрудников предприятия, постоянные контакты с общественностью по экологическим вопросам, проведение дня просвещения о состоянии окружающей среды, контакты с официальными органами, публикации экологических отчетов и уведомлений и т.п.

3.3.4 Торговля квотами на выбросы

В настоящее время данный механизм охраны окружающей среды до конца не реализован, поэтому рекомендации по данному вопросу в настоящем стандарте не рассматриваются.

3.3.5 Обязательства по возврату вышедших из строя продуктов, а также продуктов, находящихся в стадии спада жизненного цикла

Необходимо предусмотреть меры по обеспечению возврата продуктов, находящихся в состоянии спада жизненного цикла. Данные требования могут быть установлены законодательством страны и определяться в соответствующих нормативных документах. Данные меры должны затрагивать средства переработки (уничтожения) продуктов, выработавших свой срок службы. Нормативные процедуры возврата указанных продуктов находятся в стадии разработки, поэтому настоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций по оценке капитальных финансовых вложений и операционных затрат производственного предприятия, понесенных в результате практической реализации обязательных мер по возврату вышедших из строя изделий.

3.3.6 Дополнительные меры:

- процедуры утверждения (лицензирования) (для обеспечения соответствия экологическим нормативным требованиям);

- юридическое представительство;

- представление интересов третьих сторон (профессиональных и коммерческих ассоциаций), работа экологического комитета;

- консультационные услуги;

- спонсорская помощь.