Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58800-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Интеллектуальная собственность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Intellectual property. Trademark use



ОКС 03.140

Дата введения 2020-07-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью Центр инновации и развития "ИННОТЭК" (ООО "ИННОТЭК") совместно с Автономной некоммерческой организацией "Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности" (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 "Интеллектуальная собственность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 февраля 2020 г. N 27-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Между ростом недобросовестной конкуренции и отсутствием рынка интеллектуальной собственности (ИС) в Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть прямая взаимозависимость и взаимообусловленность. При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота ИС в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что, в свою очередь, будет усиливать конкуренцию, в т.ч. и недобросовестную в этой сфере.

Глобализация мировой торговли, введение экономических санкций актуализировали юридическую проблему исчерпания прав правообладателя в отношении товарного знака, которое является юридическим ограничением легальной монополии на использование исключительного права на товарный знак. Параллельный импорт, под которым понимается ввоз из-за границы в страны ЕАЭС импортерами оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения, порождает конфликт интересов импортеров и правообладателей, претендующих на абсолютные правомочия по контролю параллельного импорта. В соответствии с Договором о ЕАЭС (приложение N 26) и с принятием и вступлением в силу с 1 января 2018 г. нового Таможенного кодекса в ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания права, тогда как в Российской Федерации - национальный принцип исчерпания права (ст.1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)), предполагающий запрет на импорт в Россию товаров с размещенными на них товарными знаками без разрешения правообладателей. В этих условиях иностранный правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний евразийский рынок конкретных товаров или реализовывать ценовую политику, состоящую в завышении цен на этом рынке.

В целях обеспечения единообразия подходов к разрешению конфликтов частных и публичных интересов с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 13 февраля 2018 г. N 8-П), включая случаи недобросовестного поведения иностранных правообладателей товарных знаков, необходимо выявлять и минимизировать риски ИС по всему жизненному циклу товарного знака (знака обслуживания), унифицировать правила взаимодействия хозяйствующих субъектов с третьими лицами в целях предупреждения недобросовестной конкуренции и смешения с другими средствами индивидуализации, в т.ч. при параллельном импорте товаров и услуг, а также повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

     1 Область применения


Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется на пересечении сфер общественных отношений, связанных с потребностями хозяйствующих субъектов в средствах индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг для обеспечения своей конкурентоспособности на национальных, региональных и международном рынках; сферой ИС, позволяющей реализовать права на эти средства индивидуализации; сферой услуг по представлению интересов заявителя (правообладателя) средства индивидуализации в части разработки обозначений и их правовой охраны, распоряжения правами на средства индивидуализации и их защиты.

Настоящий стандарт разработан в целях формирования единой системы требований к процессам и их участникам при взаимодействии хозяйствующих субъектов с доверенными лицами (в т.ч. патентными поверенными) в отношении товарных знаков и знаков обслуживания по их жизненному циклу в части:

- принятия обоснованного решения о необходимости разработки/доработки средства индивидуализации и его правовой охраны;

- предупреждения недобросовестной конкуренции и смешения с другими средствами индивидуализации (наименованиями мест происхождения товаров, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями, доменными именами) и охраняемыми РИД (объектами авторского права, промышленными образцами);

- практического использования товарного знака (знака обслуживания) и распоряжения исключительным правом на него;

- организации защиты интеллектуальных прав на товарный знак (знак обслуживания).

Применение настоящего стандарта позволяет:

- выявлять и минимизировать риски ИС по всему жизненному циклу товарного знака (знака обслуживания);

- предупреждать недобросовестную конкуренцию и смешение с другими средствами индивидуализации, в т.ч. при параллельном импорте товаров, услуг;

- минимизировать затраты заказчика (правообладателя) товарного знака (знака обслуживания) по процессам его жизненного цикла;

- улучшить бизнес-климат в сфере ИС.

Настоящий стандарт предназначен для использования хозяйствующими субъектами, выступающими в качестве заявителей правовой охраны своих средств индивидуализации и в качестве правообладателей ТЗ (ЗО), а также иными заинтересованными лицами.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55386-2012 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

ГОСТ Р 56826 Интеллектуальная собственность. Таможенная защита

ГОСТ Р 58223 Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 реестр объектов промышленной собственности: Поименованная совокупность структурированных данных по объектам промышленной собственности.

Примечание - В частности:

- по обозначениям, зарегистрированным или заявленным на регистрацию в качестве товарного знака в Российской Федерации или зарубежных странах по национальным или международным процедурам соответственно;

- по обозначениям, зарегистрированным или заявленным на регистрацию в качестве общеизвестного товарного знака в Российской Федерации;

- по обозначениям, зарегистрированным или заявленным на регистрацию в качестве наименования места происхождения товара в Российской Федерации;

- по промышленным образцам, запатентованным или заявленным на патентование в Российской Федерации или в соответствии с международными процедурами.

3.2 хозяйствующий субъект: Организация, осуществляющая приносящую ей доход деятельность, индивидуальный предприниматель и иное физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

3.3 недобросовестная конкуренция в сфере ИС: Любые направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием объектов ИС действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

3.4 параллельный импорт: Ввоз хозяйствующим субъектом из-за границы в страны ЕАЭС (импорт) оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения, порождающий конфликт интересов импортеров и правообладателей, претендующих на абсолютные правомочия по контролю параллельного импорта.

3.5

охраняемые средства индивидуализации: Обозначения, служащие для различения юридических лиц, товаров, работ, услуг, которым по закону предоставляется правовая охрана (приравненная по своим правилам к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности), в том числе товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.1.6]

3.6

товарный знак: Охраняемое обозначение (словесный, изобразительный, объемный и другие символы или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Примечание - В обиходе для обозначений товарных знаков используются термины, заимствованные из английского языка: торговая марка, бренд, логотип, слоган.


Торговая марка (от англ. trademark) - общепринятое обозначение товарного знака.

Бренд (от англ. brand-name - имя и brand-image - образ) - общепринятая характеристика обозначений индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - производителей товаров и услуг, используемая для создания образа производителя товаров или услуг. Не является объектом интеллектуальной собственности.

Логотип (от англ. Logotype - эмблема, девиз) - общепринятое обозначение товарного знака или его части.

Слоган (от англ. Slogan - лозунг, призыв, девиз) - словесная часть товарного знака, выражающая определенный образ.

ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.4.2

3.7

знак обслуживания: Охраняемое обозначение (словесный, изобразительный, объемный и другие символы или их комбинация), служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг, включая идентификацию некоторых услуг, оказанных определенным лицом, предприятием или группой лиц, предприятий, позволяя потребителю отличить их от прочих услуг.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.4.3]

3.8

наименование места происхождения товара: Охраняемое обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.4.4]

3.9

фирменное наименование: Охраняемое средство индивидуализации юридического лица без обязательной подачи заявки или регистрации, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности), которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.4.1]

3.10

коммерческое обозначение: Охраняемое обозначение (словесное, изобразительное или иное обладающее достаточными различительными признаками обозначение) для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим организациям, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальным предпринимателям, в том числе указываемое на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, но при этом не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.4.5]

3.11

доменное имя: Уникальное символьное (буквенно-цифровое) обозначение, служащее для идентификации домена, индивидуализации его собственника и адресации сообщений в информационных системах, в том числе в Интернете. Может содержать товарный знак или наименование места происхождения товара.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.10]

3.12

средство адресации: Обозначение, позволяющее однозначно определить при направлении запроса в рамках сети Интернет устройство, предназначенное для получения такого запроса, и (при необходимости) соответствующий информационный Интернет-ресурс.

[ГОСТ Р 56824-2015, статья 3.5]

3.13

промышленный образец: Охраняемое новое художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, отвечающее требованиям (критериям, признакам) новизны и оригинальности.

[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.3.3]

3.14 обозначение тождественное: Обозначение, полностью совпадающее с другим обозначением во всех его элементах.

3.15 обозначение, сходное до степени смешения: Обозначение, вызывающее на основе общего впечатления стойкие ассоциации с другим обозначением в целом, несмотря на их отдельные отличия.

3.16 охраноспособность: Соответствие обозначения, предполагаемого для использования в качестве средства индивидуализации, требованиям законодательства Российской Федерации для регистрации обозначения в качестве товарного знака или знака обслуживания.

3.17 проверка обозначения на тождество: Комплекс мероприятий, включающий выявление тождественных обозначений.

3.18 проверка обозначения на сходство: Комплекс мероприятий, включающий выявление сходных обозначений и определение степени их сходства.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs