• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ Р 58806-2020
(ИСО 18770:2005)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии

СИСТЕМЫ МАШИННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Предотвращение протечек нефтепродуктов

Ships and marine technology. Machinery-space systems. Prevention of leakage of oil products


ОКС 47.020.30

Дата введения 2020-06-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" (НИИ "Лот") Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (ФГУП "Крыловский государственный научный центр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 февраля 2020 г. N 41-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 18770:2005* "Суда и морские технологии. Системы с горючим маслом в машинном отделении. Предотвращение утечки горючего масла" (ISO 18770:2005 "Ships and marine technology - Machinery-space flammable oil systems - Prevention of leakage of flammable oil", MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3), а также изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале документа обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", 2 "Термины и определения" приводятся обычным шрифтом, отмеченные в этих разделах знаком "**" и остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечания изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"**. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основной причиной возникновения пожаров на судах являются протечки в системах машинных помещений, предназначенных для подачи нефтепродуктов, и использование нефтепродуктов вблизи потенциальных источников возгорания. Такими нефтепродуктами в большинстве случаев являются мазут, нефтяное смазочное масло, масло для гидравлических установок и др.

Для недопущения протечек нефтепродуктов в машинных помещениях следует избегать неправильной установки и износа компонентов систем машинных помещений. Также следует осуществлять контроль за работой системы двигателя, в состав которой входят трубопроводные системы, защитные кожухи, топливные трубопроводы высокого давления, сильфонные компенсаторы, фильтры, гибкие соединения и др. Многократный частичный демонтаж данных компонентов систем и повторная сборка при проведении технического обслуживания, воздействие высокочастотных кратковременных импульсов давления и вибрации являются основными причинами их повреждения.

В настоящем стандарте приведены и дополнены требования циркуляров Международной морской организации (ИМО) [1] и [2].

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на морские суда, суда внутреннего плавания и плавучие объекты (далее - суда) и устанавливает требования к проектированию, конструкции, испытанию систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты, а также к их установке, техническому обслуживанию и осмотру.

Настоящий стандарт устанавливает меры по снижению риска возникновения возгорания вследствие протечек нефтепродуктов из систем машинных помещений.

Настоящий стандарт следует применять при постройке и ремонте судов, находящихся в эксплуатации.

Настоящий стандарт предназначен для применения персоналом судостроительных заводов, машинных помещений и персоналом, занимающимся техническим обслуживанием судов.

Примечание - Данный стандарт предназначен для применения в качестве дополнения к правилам, установленным для мазута, нефтяного смазочного масла и другого жидкого топлива в Международной конвенции [3].

2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1

нефтепродукты (oil products): Нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).

[ГОСТ Р 56022-2014, пункт 3.8]

2.2 машинные помещения (machinery space): Машинные помещения, содержащие главные и вспомогательные механизмы, валопроводы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, станции приема топлива и другие подобные помещения, а также шахты этих помещений.

2.3 горячая поверхность (hot surface): Поверхность с температурой более 220°C.

2.4

электрооборудование (electrical equipment): Технические устройства, применяемые целиком или по частям и предназначенные для использования электрической энергии.

Примечание - Кроме того, такие устройства осуществляют генерирование, передачу, распределение, хранение, измерение, регулирование, преобразование и потребление электроэнергии, а также включают в себя средства для ее передачи.


[ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011), пункт 3.22]

2.5 судно (vessel): Самоходное или несамоходное плавсредство, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

3 Требования к компонентам систем машинных помещений

3.1 Общие требования

Контроль, техническое обслуживание и ремонт должны предотвращать протечки нефтепродуктов в системах машинных помещений и должны обеспечивать соответствие требованиям циркуляров ИМО [1] и [2].

При проведении ремонтных работ руководству следует провести необходимое обучение персонала, а также предоставить оборудование, имеющееся в распоряжении, и необходимые детали. Результаты проведения ремонтных работ и технического обслуживания систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты (далее - системы с нефтепродуктами), следует заносить в судовой машинный журнал и/или в журнал учета ремонтных работ.

Важнейшим фактором обеспечения безопасности является соблюдение чистоты, поэтому требования по поддержанию чистоты в машинных помещениях должны быть равноценны имеющимся факторам опасности и неукоснительно выполняться.

Следует предотвращать ситуации, когда возгорание может распространиться на нефтепродукты в льялах или на верхние части цистерн, где оно может быстро выйти из-под контроля.

В машинных помещениях не следует применять деревянные изделия. Горючие материалы не следует хранить вблизи оборудования с нефтепродуктами. Применение горючих материалов в машинных помещениях должно быть сведено к минимуму.

В случае протечки нефтепродуктов необходимо немедленно остановить все работающие механизмы, имеющие горячую поверхность, включая вспомогательные.

3.2 Гибкие соединения

3.2.1 Гибкие соединения, представляющие собой металлические или неметаллические шланги в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 2.5), должны быть короткими. Гибкие соединения следует использовать только в случае необходимого смещения неподвижного трубопровода и деталей машин.

3.2.2 Гибкие соединения следует изготавливать в соответствии с действующей документацией и утверждать как пригодные для эксплуатации с учетом давления, температуры, совместимости жидкости и механической нагрузки. На каждое гибкое соединение должен быть выдан сертификат соответствия продукции на испытание гидростатическим давлением. Кроме того, на неметаллические гибкие соединения должен быть выдан сертификат об испытании на огнестойкость*.
____________________
* См. [5].

3.2.3 Гибкие соединения следует устанавливать в соответствии с инструкциями изготовителя, касающимися минимального радиуса угла изгиба, при наличии опоры, если она необходима. В местах, где существует вероятность повреждения гибких соединений, следует установить необходимую защиту.

После установки защиты в системе с нефтепродуктами следует создать максимальное рабочее давление и проверить на наличие неисправностей и протечек. Рекомендации по монтажу гибких соединений приведены в приложении А.

3.2.4 Гибкие соединения следует периодически осматривать в соответствии с графиком техобслуживания судна. Результаты техосмотров следует документировать. Гибкие соединения следует заменять в случаях очевидных повреждений или в тех случаях, когда возникают подозрения о безопасности их дальнейшей эксплуатации.

Замену гибких соединений следует проводить при наличии любого из следующих повреждений:

- протечка в фитингах или гибком соединении;

- повреждение, разрыв или истирание оболочки;

- излом, помятость, сплюснутость или закручивание гибкого соединения;

- затвердение, неэластичность, тепловое растрескивание или обугливание гибкого соединения;

- вздутие, мягкость, разрушения или ослабления гибкого соединения;

- растрескивание, повреждение или сильная коррозия фитингов;

- подвижность фитингов на гибком соединении.

Для обеспечения максимальной долговечности гибких соединений необходимо выполнять рекомендации изготовителя.

3.3 Брызгозащитные кожухи

3.3.1 Брызгозащитные кожухи предотвращают попадание нефтепродуктов на горячую поверхность или другой источник возгорания в случае их протечки и разбрызгивания. Топливные и масляные трубопроводы следует закрывать или защищать для исключения попадания брызг на горячие поверхности, воздухозаборники или другие источники возгорания. Брызгозащитные кожухи необходимо использовать для всех фланцевых соединений в системах с нефтепродуктами, не защищенных изоляцией, находящихся под давлением и расположенных над плитами настила. Количество соединений в таких системах должно быть минимальным. Брызгозащитные кожухи фланцевых соединений для находящихся под давлением систем с нефтепродуктами следует устанавливать в машинных помещениях, если соединение находится в пределах 3 м от горячей поверхности или от электрооборудования.

Брызгозащитные кожухи не требуются:

- для приемных трубопроводов или трубопроводов, не находящихся под давлением;

- трубопроводов, расположенных в пустых отсеках или проходящих через коффердамы;

- воздушных клапанов, вентиляционных труб и сливных труб, измерительных труб в цистернах;

- внутренних трубопроводов газотурбинных модулей, корпусов редукторов или трубопроводов, защищенных перегородками, настилами или фундаментами;

- соединяющих фитингов, состоящих из трех деталей с резьбой.

3.3.2 Существуют различные типы брызгозащитных кожухов. Пример брызгозащитного кожуха, полностью закрывающего фланцевое соединение, приведен на рисунке В.1 (приложение В). Кожух полностью окружает фланец и имеет размер, достаточный для образования соединения внахлест, длина которого равна четверти длины окружности фланца. Кожух туго стягивается проволокой. Соединение внахлест следует располагать с противоположной стороны от возможных источников возгорания.

3.3.3 Брызгозащитные кожухи следует регулярно проверять на целостность. Кожухи, снятые для ремонта, должны быть установлены на место сразу после его завершения. Если на кожухе присутствуют следы нефтепродуктов, то это свидетельствует о наличии протечки. Такие кожухи должны быть незамедлительно заменены, а источник протечки должен быть устранен.

3.4 Защищенные топливные трубопроводы высокого давления

3.4.1 Топливные трубопроводы высокого давления, расположенные между топливным насосом и форсункой, должны быть защищены системой трубопроводов, заключенных в брызгозащитный кожух, способной удерживать топливо высокого давления при протечках. Данная неразъемная конструкция состоит из внешнего трубопровода, в который помещен трубопровод высокого давления. Систему внешнего трубопровода следует оснащать средствами для сбора протечек топлива, а также средствами аварийной сигнализации, оповещающими о повреждении трубопровода.

3.4.2 Применяют две системы, отвечающие установленному выше требованию, - жесткий закрытый трубопровод и гибкий закрытый трубопровод. В обоих случаях внешний трубопровод должен полностью закрывать топливный трубопровод и в процессе эксплуатации препятствовать проникновению брызг топлива из поврежденной трубы. Кроме того, в случае разрушения внутреннего топливного трубопровода внешний трубопровод должен иметь средства сбора протечек для предотвращения избыточного роста давления и последующего разрыва трубы. Пригодность таких систем должна быть подтверждена путем испытания, проведения соответствующего анализа конструкции или утверждения классификационным обществом. Средства дренажа должны предотвращать загрязнение смазочного масла жидким топливом.

3.4.3 Для поддержания системы защищенных трубопроводов в рабочем состоянии следует проводить дополнительное техническое обслуживание или периодические осмотры. Системы защищенных трубопроводов следует регулярно осматривать, а дренажные устройства, отсоединенные для проведения технического обслуживания, следует устанавливать на прежнее место. Результаты осмотра и технического обслуживания этих систем следует вносить в технический журнал или в журнал учета ремонтных работ.

3.5 Сильфонные компенсаторы

3.5.1 В настоящем подразделе рассматриваются металлические компенсаторы, используемые в системах с нефтепродуктами. Для обеспечения необходимой гибкости соединений системы трубопроводов в большинстве случаев следует использовать сильфонные компенсаторы. Применение неметаллических компенсаторов должно быть ограничено. К гибким соединениям следует предъявлять требования 3.2, в частности, испытания на огнестойкость.

3.5.2 Сильфонные компенсаторы, предназначенные для герметичного соединения в условиях осевых и поперечных относительных смещений, не следует применять для компенсации несоосности трубопроводов. При проектировании следует учитывать требования технических условий на сильфонные компенсаторы или результаты испытаний компенсаторов аналогичной конструкции, аналогичного типа, размера и условий применения. Необходимо учитывать тепловое расширение и сжатие, а также воздействие вибрации. Если существует вероятность внешних механических повреждений, то сильфонные компенсаторы должны быть защищены. Каждый сильфонный компенсатор должен иметь сертификат соответствия продукции на испытание гидростатическим давлением. На каждом компенсаторе в соответствии с техническим регламентом [6] должна быть нанесена следующая маркировка:

- наименование изделия;

- наименование и адрес изготовителя или товарный знак предприятия-изготовителя;

- обозначение серии или типа;

- серийный номер;

- дата изготовления;

- информация об оценке соответствия.

3.5.3 Сильфонные компенсаторы следует устанавливать в соответствии с инструкциями изготовителя и проверять в рабочих условиях, а также регулярно осматривать и заменять в случае непригодности.

3.6 Фильтры тонкой и грубой очистки

3.6.1 Фильтры тонкой и грубой очистки в системах с нефтепродуктами должны иметь металлические корпуса, температура плавления которых превышает 930°С. Неметаллические материалы, используемые для изготовления корпуса фильтра, должны быть испытаны на огнестойкость*.
________________
* См. [5].

3.6.2 Все детали фильтров, находящиеся под давлением, должны быть пригодны для работы при максимальной рабочей температуре и максимальном рабочем давлении.

3.6.3 Конструкция фильтров должна обеспечивать легкость их очистки и предотвращать протечку. Фильтры, подлежащие очистке в процессе эксплуатации, следует оснастить средствами сброса давления для их безопасного открытия.

3.6.4 Фильтры тонкой и грубой очистки следует устанавливать на безопасном расстоянии (не менее 600 мм) от горячих поверхностей и других источников возгорания в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 4.2) и ([7], часть IV, пункт 1.9.3). Их не следует размещать в местах, где в случае протечки нефтепродукты могут попадать на маховик или другие вращающиеся части механизмов и при этом разбрызгиваться.

Под фильтрами в местах возможной протечки нефтепродуктов должны быть установлены поддоны. При вскрытии фильтра для очистки следует:

- осматривать фильтр, при необходимости заменять прокладки крышки и заново опечатывать фильтр;

- проверять гайки, болты, винты и шпильки, связанные с крышкой фильтра, и, в случае обнаружения признаков износа, повреждения резьбы или деформации шестигранных головок, заменять их на новые.

Перед тем как возвращать систему с нефтепродуктами в работу, следует проверить посадку и затяжку крышки фильтра.

Вентиляционные и сливные пробки следует заменять при обнаружении признаков их износа или засорения системы в целом. Вентиляционные пробки не следует заменять клапанами или заглушками. До введения фильтра в эксплуатацию дренажные трубки следует заглушать или эффективно герметизировать, что позволит предотвратить протечку нефтепродуктов при возвращении фильтра в работу.

3.7 Тепловая изоляция

3.7.1 Нагревающиеся свыше 220°C поверхности, которые могут быть затронуты в результате протечки нефтепродуктов из содержащих их систем, должны быть надлежащим образом изолированы. Тепловая изоляция горячих поверхностей снижает риск возгорания. Изолирующий материал должен быть негорючим и стойким к воздействию нефтепродуктов. В противном случае тепловую изоляцию необходимо закрыть металлическим кожухом.

3.7.2 При монтаже тепловой изоляции необходимо следовать инструкциям производителя. Тепловая изоляция должна быть, по возможности, бесшовной или иметь небольшое число секций, легко снимаемых для обслуживания. Для гарантии качества и правильности установки тепловой изоляции следует проводить регулярные проверки, особенно после осмотра и ремонта.

4 Требования к другим механическим компонентам систем машинных помещений

4.1 Измерительные приборы

4.1.1 Приборы, измеряющие давление, температуру и уровень масла, могут служить причиной пожара на судах. Манометры и другие аналогичные приборы в системах с нефтепродуктами следует оснащать отсечными клапанами в месте измерения давления. Число мест измерения давления должно быть минимальным, длина участка измерительной трубы должна быть максимально короткой. В системах с нефтепродуктами необходимо использовать трубы в соответствии с правилами ([7], часть IV, таблица 10.2.13). Измерительные трубы следует закреплять должным образом для предотвращения повреждений в результате вибрации. Измерительные трубы следует оснащать петлевым компенсатором температурного расширения и средствами противодействия вибрации и импульсам давления. Термометры, используемые в системах с нефтепродуктами, следует устанавливать в закрепленных карманах или в термоизмерительных колодцах.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) Суда и морские технологии. Системы машинных помещений. Предотвращение протечек нефтепродуктов

Название документа: ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) Суда и морские технологии. Системы машинных помещений. Предотвращение протечек нефтепродуктов

Номер документа: 58806-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 11 февраля 2020

Дата начала действия: 01 июня 2020