Испытание на легкость открывания упаковки с участием потребителей
D.1 Общие положения
Настоящее приложение является модифицированной версией приложения А документа [11].
D.2 Испытание с участием групп потребителей
D.2.1 Общие положения
Методика испытаний, учитывающая возрастные особенности потребителей пожилого возраста направлена на выявления аспектов, касающихся простоты открывания упаковки. Упаковки, которые легко открываются пожилыми людьми, в большинстве случаев будут легко открываться и среднестатистическим потребителем. При этом допускается, что среди потребителей будут люди с очень серьезными нарушениями функций жизнедеятельности, аспекты которых не отражены в настоящем стандарте.
Чтобы ограничить размер испытательной группы, обеспечивая при этом надежность результатов испытаний, используют последовательную методику. Отбирают группы, состоящие из 20 участников, согласно тому, что описано в таблице D.1.
Участники испытательной группы, пользующиеся очками для прочтения информации, должны носить очки в процессе испытания.
Цель испытания следует объяснять в необходимом объеме, но при этом не следует проводить демонстрации откупоривания упаковки.
При формировании групп следует применять методы случайного отбора участников.
20 подходящих участников группы необходимо отбирать случайным образом из лиц в возрасте от 65 до 80 лет в соответствии с критериями, приведенными в таблице D.1.
Участники группы для каждой испытываемой упаковки должны указывать наличие или отсутствие опыта обращения с идентичными или схожими типами упаковок. Данную информацию следует указывать в протоколе испытания, но она не должна быть определяющей в отношении результатов испытания.
Таблица D.1 - Состав испытательной группы при последовательной методике
Возрастной диапазон (возраст) | Мужчины % | Женщины % | Всего % |
65-69 | 10 | 25 | 35 |
70-74 | 10 | 25 | 35 |
75-80 | 10 | 20 | 30 |
Итого | 30 | 70 | 100 |
После завершения испытания с участием 20 человек подсчитывают суммарное количество зафиксированных случаев невыполнения задания (отрицательных результатов). Вычисляют усредненное значение для каждого индекса удовлетворенности. Вычисленное значение индекса удовлетворенности для фазы открывания упаковки является решающим с точки зрения признания результатов испытания положительными или отрицательными.
Если усредненное значение для индекса удовлетворенности равно или более трех (со шкалой от 1 до 5), результат испытания регистрируется как положительный, как отмечено в таблице D.2.
Если суммарное число отрицательных результатов больше того, что указано в таблице D.2 для указанного числа участников испытания, испытание рекомендуется либо остановить или продолжить с участием другой группы из 20 участников.
Таблица D.2 - Последовательная методика
Количество участников | Количество положительных результатов | Количество отрицательных результатов | Доверительные интервалы, (%) |
20 | 20 | 0 | 85-100 |
40 | 38 | 2 | 82-99 |
60 | 56 | 4 | 83-97 |
80 | 75 | 5 | 85-97 |
100 | 94 | 6 | 87-97 |
Примечание - Доверительный интервал указывает на достоверность результатов испытаний, и он был определен при уровне достоверности в 95%. Подробный анализ того, как определялись эти доверительные интервалы, описан в документах [18] и [19]. |
Опасные продукты не следует использовать при испытаниях с участием потребителей и, там, где необходимо, они должны быть заменены на безопасные альтернативные продукты, имеющие аналогичные физические характеристики.
D.2.2 Блок-схема, описывающая испытание с участием групп потребителей