Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 17480-2020 Упаковка. Доступная конструкция. Легкое открывание. Общие требования и методы испытания

Приложение Е
(рекомендуемое)

Влияние когнитивной способности на выполнение операций по открыванию упаковок

     

Е.1 Общие положения

Способность анализа и понимания инструкций по обращению с упаковкой имеет отношение к когнитивной способности человека. Острота зрения и сенсорного восприятия является важными элементами познания. Настоящее приложение описывает типичные аспекты, характеризующие когнитивные способности пользователя применительно к открыванию упаковок, уделяя особое внимание представлению визуальной и тактильной информации.

Е.2 Познавательная способность

Познание - это совокупность процессов, таких как вызов содержимого памяти и концентрация внимания, позволяющих принимать решения, решать проблемы и пользоваться языком. Многие факторы могут оказывать влияние на когнитивную способность, как в плане ее ухудшения, так и улучшения. Образ жизни и привычки человека, такие как курение и упражнения для поддержания здоровья в рабочем тонусе, участие в играх или пребывание в одиночестве будут в той или иной мере оказывать влияние на когнитивные способности человека [20].

Возраст всегда остается важным фактором: большинство исследований говорят о том, что, начиная с 60 лет, когнитивные способности человека ухудшаются, особенно те из них, которые связаны с памятью [21].

Элементы когнитивной способности включают память, выполнение комплексных заданий, время на обработку информации, познание и усвоение новой информации, реакции, язык и общую грамотность, а также интеллект, все эти элементы имеют тенденцию снижаться и ухудшаться по мере старения организма.

Рисунок Е.1 показывает данные по изменению с возрастом индуктивного умозаключения, пространственной ориентации, скорости зрительного восприятия, математической способности, речевой способности и вербальной памяти [21].

     Рисунок Е.1 - Одномоментная выборка данных из The Seattle Longitudinal study [21]

Е.2.1 Память и старение

Ухудшение памяти отмечается практически у всех людей пожилого возраста старше 60 лет. Однако память следует рассматривать не как одну единую структуру, а как комбинацию нескольких систем, таких как эпизодическая память, оперативная (кратковременная) память, семантическая (долговременная) память и сенсорная память.

Эпизодическая и оперативная память может быстро ухудшаться у людей пожилого возраста [22], в то время как память на информацию, связанную с восприятием, и общие знания остаются стабильными. Так, например, человек пожилого возраста может подойти к холодильнику, но забыть для чего именно, т.е. зная для чего служит холодильник, пожилой человек может забыть причину, побудившую его направиться к холодильнику [20].

Такое различие в системах памяти сказывается на поведении пожилых людей, когда они пользуются упаковкой. Использование семантической (долговременной) памяти и накапливаемый жизненный опыт позволяют пожилым людям выработать устойчивую систему навыков. В документе [23] говорится о том, что, сталкиваясь с трудностями при открывании упаковки, многие пожилые люди выработали "линии поведения (подходы) для преодоления трудностей", позволяющие им справляться с открыванием упаковки, как например, использовать инструмент, резиновый коврик, и что с возрастом у людей вырабатывается больше таких подходов, из которых они могут выбрать наиболее подходящий вариант (см. рисунок Е.2).

     Рисунок Е.2 - Диаграмма общей численности участников испытания, разбитая на возрастные группы, и применяемые им подходы для преодоления трудностей


Ухудшение навыков, связанных с обработкой информации, и оперативной памяти говорит о том, что пожилым людям будет сложнее решать комплексные задания, особенно если эти задания включают работу с большими массивами [24] информации и вникание в сложные грамматические построения. Исследования Sorensen [25] по изучению понимания нанесенных на упаковку обозначений с использованием программного обеспечения, позволяющего следить за движением глаз, показали, что то, на что смотрят и сколько уделяют для этого времени пожилые люди, отличается от того, на что обращают внимание пользователи более молодого возраста. Пожилые люди пользуются больше своей семантической памятью, используя то, что авторы называют "знакомство с фактами", и они меньше полагаются на знакомство с указателями, по большей части игнорируя символы. Разработка таких способов открывания и мест открывания упаковки, которые учитывают эти когнитивные аспекты и склонности пожилых людей, повышают легкость открывания упаковки.

Е.3 Три сенсорных элемента, влияющих на когнитивную способность

Е.3.1 Зрение

Ясная и точная визуальная информация как для мест открывания, так и для способа открывания упаковки помогает пользователям без труда открывать упаковки. Различные аспекты визуального восприятия могут касаться местонахождения и понимания механизма открывания (например, острота зрения, контрастная чувствительность, цветоощущение и рабочее поле обзора). Dalke [26] удалось идентифицировать пять ключевых факторов для прогнозирования видимости объекта, включающих способность видеть (острота), контрастность, уровни освещенности, размер объекта и расстояние до объекта. Из-за физиологических изменений, происходящих в глазах, могут ухудшаться его функции, приводя к потере резкости, периферического зрения и ухудшению визуального восприятия.

Е.3.1.1 Острота зрения